Как корректировать дислексию у детей — 8 (499) 110-13-71

Что делать, если ребенок плохо читает, и как лечить дислексию у детей

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в определенных повторяющихся ошибках; это нарушение связанно с несформированностью высших психических функций, которые участвуют в процессе чтения.

Чаще всего, на фоне довольно неплохой общей успеваемости дети испытывают трудности при овладении навыком чтения. При этом они искажают слова, «проглатывают» целые слоги, меняют буквы местами, пропускают звуки, слоги или, наоборот, добавляют ненужные.  Проблема обычно обнаруживается родителями в начальной школе, хотя иногда может быть замечена и немного раньше, когда ребенок с дислексией сталкивается с обучением чтению.

Почему возникает дислексия?

Дислексии могут вызываться причинами:

  • органического характера:
  • повреждения мозга в перинатальном периоде (гипоксии, перенесенные матерью тяжелые инфекции, алкогольная или наркотическая интоксикация и т.п.);
  • повреждения во время тяжелых или неграмотно принятых родах (затяжная родовая деятельность, экстренные роды в следствии приэклампсии, использование щипцов, травмирование ребенка и т.д.);
  • поражения центральной нервной системы ребенка в связи с какими-либо травмами, заболеваниями (например, менингит);
  • различные генетические синдромы и заболевания.

«Базой» психических функций, в том числе речи, является мозг человека, поэтому сформированность корко-подкорковых связей, межполушарных связей мозга, стволовая функция, работа мозжечка и т.д. определяют развитие сенсорной сферы, всех высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, внимания) и речи.

  • функционального характера, в связи с воздействием:
  • внутренних факторов (депрессивные состояния, астеничные состояния вследствие долгой болезни и т.д.)
  • внешних факторов (неправильная речь окружающих, билингвизм, недостаточное внимание взрослых к речевому развитию ребенка, педагогическая запущенность).

Кроме того, к группе риска относятся дети, имеющие отставания в развитии речи (дизартрию, ринолалию, ОНР, ЗПРР и т.д.)

К механизмам нарушения чтения можно отнести:

  1. несформированность компонентов языковой системы (фонематического восприятия, фонематического, слогового и синтаксического анализа и синтеза, а так же лексического строя речи);
  2. несформированность неречевых высших психических функций (зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, анализа и синтеза, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и связи «рука-глаз», в частности).

Виды дислексий

По Р.И.Лалаевой выделяют 6 видов дислексий.

Дислексии, обусловленные несформированностью речевых психических функций:

  1. Фонематическая дислексия обусловленна недоразвитием слухового восприятия или фонематического анализа и чаще всего встречается у младших школьников.

Каждая фонема отличается от другой множеством признаков (это твердость-мягкость, звонкость-глухость, способ и место образования и т.д.), соответственно, изменение одной из фонем в слове (год-кот, дом-том) или последовательности слогов в слове (ли-па – пи-ла) приводят к изменению смысла слова. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии заменяет или смешивает на слух фонетически близкие звуки (к-г, ж-ш и т.д) или искажает слоговую структуру слова. Некоторые дети читают побуквенно.

  1. Аграмматическая дислексия связанна с недоразвитием грамматического строя речи. Нарушается понимание и освоение грамматических форм (неправильное согласование в роде и числе, формы глаголов, падежные окончания, числа существительных, формы времени и т.д.).
  2. Семантиченская дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого. Связана она с нарушением слогового синтеза, ограниченным лексическим запасом ребенка, несформированностью системы словообразования. При этом отмечается так называемое «механическое» чтение: после прочтения слова ребенок не может показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо ему известного слова.

Дислексии, обусловленные несформированностью неречевых психических функций:

  1. Оптическая дислексия, проявляющаяся в заменах и смешении букв, сходных оптически; трудностях усвоения графических символов; недоразвитии зрительной памяти.
  2. Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их заменах на другие. Она обусловлена нарушением речевой памяти и как следствие, процессов установления связей между звуком и буквой. Ребенок не может воспроизвести в определенной последовательности ряд из нескольких звуков, слогов или слов, а если и воспроизводит, то нарушает их последовательность, сокращает количество, пропускает звуки, слова.
  3. Тактильная дислексия встречается у слепых детей. Характеризуется соскакиваниями со строки, смешении букв, сходных по тактильному образу, хаотичных движениях пальцев при чтении таблиц Брайля. Этот вид дислексии связан с нечеткостью осязательного восприятия, анализа и синтеза, а так же с недостаточностью тактильной памяти.

Теперь остановимся на том, как помочь ребенку с дислексией?

Диагностика

Для диагностики нарушений чтения проводится всестороннее комплексное обследование, в ходе которого:

  • логопедом определяется уровень речевого развития ребенка (устной и письменной речи);
  • нейропсихологом — сформированность высших психических функций (зрительного, пространственного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти), оценивается работа трех блоков мозга по А.Р.Лурии, уровень сенсорного развития ребенка;
  • по показаниям диагностическое обследование может включать в себя консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, УЗДГ/ РЭК, а при необходимости дифференциальной диагностики – осмотр офтальмолога и проведение аудиометрии.

Лечение

Схема коррекционно-развивающих мероприятий прописывается специалистом после диагностики, в индивидуальном порядке, исходя из выявленных у ребенка проблем.

Подход к лечению дислексии и коррекции нарушений чтения чаще всего (но не всегда) предполагает комплексность и не может быть ограничен занятиями с одним специалистом (например, только логопедом).

В коррекции могут быть задействованы:

  • Логопед (занимается коррекцией устной и письменной речи, чтения — непосредственно);

Например, при оптической дислексии работа будет проводиться в следующих направлениях (1):

а) развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного;

б) расширение объема зрительной памяти;

в) работа с пространственным восприятием;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

С целью развития зрительного гнозиса предлагаются такие задания:

  • Назвать недорисованные предметы;
  • Назвать перечеркнутые изображения;
  • Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга и так далее.
  • Нейропсихолог (сенсомоторная и когнитивная коррекция, сенсорная интеграция, мозжечковая стимуляция);
  • Психолог (работа с мотивацией ребенка, снижение школьной неуспешности и тревожности, коррекция последствий астенизации и т.д.)
  • Невролог (медикаментозная поддержка, наблюдение)

Несомненно, работа со стойкими нарушениями чтения многокомпонентный и трудоемкий процесс, поэтому ее должен осуществлять опытный специалист, который знает, как лечить дислексию у детей, имеет большой практический опыт.

Однако без активного участия родителей и близких в процессе коррекции и обучения детей с дислексией успехов достигнуть крайне сложно. Ребенок должен выполнять домашние задания, которые дает логопед и (или) нейропсихолог. Родители должны учитывать и психологическое состояние ребенка, оказывать поддержку, проявлять понимание. Осознавать, что на решение данной проблемы может потребоваться приличное количество времени и сил.

Используемая литература:

  • Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1998г. — с. 153-165
Оцените эту статью: