Левшество и леворукость у детей — 8 (499) 110-13-71

Левшество и леворукость

Уже никто не задается вопросом: «А нужно ли переучивать левшу»? Потому что ответ очевиден. И особенно левшам, которые жили в советское время и пострадали от репрессивно-садистических методов педагогов и родителей. Ведь совсем недавно считалось, что левшество — это заболевание, которое лечится исключительно переучиванием моторных приоритетов ребенка с левой руки на правую.

Но по факту такого лечения можно отметить только то, что ребенок-левша приобретает лишь ряд невротических реакций (тики, заикание, энурез и т.д.) и психологических проблем (снижение самооценки, повышение тревожности, возникновение длительных страхов, фобий). И уж конечно никто из пострадавших не видел никакой пользы от таких жестких мероприятий. Связанная с левшеством советская история не располагает к размышлению о природе такого уникального феномена и навевает только неприятные воспоминания.

Однако не все так просто с точки зрения нейропсихологической науки, и мы попробуем разобраться с этим загадочным явлением «левшество у детей». Начнем с причин, которые прольют свет на историю левшества как такового, и возможно читатели по-новому увидят своих детей. Возникновение данного феномена происходит по-разному, и сначала мы затронем тему естественного (генетического) левшества.

Генетическое левшество у детей

Если ребенок пишет левой рукой и точно так же делает его папа или мама, бабушка или дедушка, это естественное (генетическое левшество). Оно передается по наследству и протекает более естественным образом. Из поколения в поколение передается определенное взаимодействие функциональных систем мозга. Например, очень важный фактор — симметрии/асимметрии головного мозга. Это главное отличие левшей от правшей. Мозговая межполушарная организация левшей не имеет отчетливую асимметрию межполушарного обеспечения психических функций. Это значит, что межполушарная организация носит диффузный, менее упорядоченный (в отличие от правшей), характер. У левшей (у 75% по данным А.В.Семенович), по причине симметричного активирующего влияния стволовых структур мозга на морфологическую и нейронную мозговую организацию, речевые зоны обоих полушарий примерно симметричны, а мозолистое тело существенно больше по величине, чем у правшей (речевые зоны которых, как нам известно, ассиметричны и находятся в левой гемисфере).

Если говорить не научным языком, то функциональная организация правшей повторяется в человеческой популяции, функциональная же организация левшей настолько непредсказуема, что всегда имеет уникальную, индивидуальную и разнообразную природу. Поэтому естественные (генетические) левши уникальны и, вступая в контакт с таким ребенком, всегда удивляешься его необычному видению мира. Но зачастую такая уникальность не помогает им на начальном этапе обучения в школе. Ребенок-левша с большим трудом приспосабливается в мире правшей и испытывает ряд трудностей в школе. Можно наблюдать, как он мужественно борется с освоением пространства, с «зеркальностью», сложностью автоматизации навыков письма и чтения. А еще приходится справляться с эмоционально-личностными проявлениями и частыми болезнями. Но это уже проходили их бабушки, мамы и папы, поэтому они чувствуют «родовую» поддержку и понимание со стороны взрослых, которые, отталкиваясь от своего опыта в детстве, предлагают ребенку свой арсенал уникальных, коррекционных методов. Или обращаются за помощью к специалистам-нейропсихологам, которые при помощи несложных заданий, направленных на преодоление перечисленных выше трудностей, помогут ребенку адаптироваться к учебной деятельности.

Компенсаторная леворукость у детей

Нейропсихологи принципиально разделяют два внешне похожих феномена. Генетическое левшество и компенсаторная леворукость. И если левшество у детей генетически задано, то не-праворукость (леворукость) у детей обусловлена рядом причин, в которых мы попробуем разобраться.

Что же такое компенсаторная леворукость? И как организована функциональная асимметрия леворуких детей?

Патологическая леворукость у детей возникает из-за дефекта в развитии. К таким дефектам относятся: правосторонняя кривошея и соответственно грубейший гипертонус всего шейно-грудного отдела;
● пренатальный или перинатальный функциональный дефицит различных структур мозга (больше левого полушария);
● органический дефицит;
● гипертензионно-гидроцефальный синдром;
● дефицитарность субкортикальный (стволовых) образований мозга;
● травма правой руки.

Печально то, что родители могут не знать, что у ребенка был при рождении тот или иной дефицит. Ведь неврологи не всегда считают, что гипертонус плода, двойное обвитие пуповины или «зеленые воды» могут иметь какие-то серьезные последствия. И конечно, редко кто может связать родовые травмы ребенка с его «не семейным» выбором левой руки.

Выбор не правой руки для потенциальных правшей — это прежде всего риск задержки психического развития. И такие диагнозы, как ЗПР, ЗРР, ММД и др. часто встречаются у детей с леворукостью.

Без специально организованных нейропсихологических занятий мозг ребенка будет работать при помощи компенсаторных возможностей, скорее всего, в сторону обкрадывания корко-подкорковых структур. В обучении любой деятельности симптом обкрадывания будет проявляться либо в виде повышенной утомляемости, усталости, сонливости, истерик и негативизма, либо в виде дефицита внимания, рассеянности, «глупых ошибок». Благодаря специально организованным коррекционным занятиям ребенок может спонтанно поменять левую руку на правую. Такое «волшебство» возможно только до 7 – 8 летнего возраста. И, конечно, чем раньше, тем лучше.

Сложность в том, что трудности, связанные с неистинным левшеством, обычно становятся заметны лишь с началом обучения в школе. К сожалению, чем ребенок взрослее, тем сложнее будет происходить формирование и стабилизация определенных структур мозга. Коррекционное воздействие никак не связано с методом «переучивания» с левой руки на правую. Коррекционная нейропсихологическая работа направлена на формирование и стабилизацию межполушарных и подкорково-корковых отношений. Соответственно, благоприятное воздействие на мозг естественным образом отразится на изменение руки.

Многообразие теорий и накопленных практических методов в коррекционно-развивающем пространстве детей-левшей, как правило, не противоречат, а дополняют друг друга. Важно присматриваться к своему ребенку, не пугаться его особенностей. Ведь именно страх, что все непоправимо в развитии ребенка, сковывает родителей и не дает увидеть реальность. А реальность не так уж и страшна. Просто надо вовремя помочь. Своевременность — залог психического здоровья!

Левшество и леворукость
3.88 (77.5%) 8 голосов