Комплексная нейропсихологическая коррекция для детей — 8 (499) 110-13-71

Скептически настроенные взрослые искренне недоумевают, зачем их ребенку может потребоваться комплексная нейропсихологическая коррекция, ведь росли же они сами без этого, и ничего. Однако за последние десятилетия жизнь претерпела сильные изменения. Изменились детские игры, образовательная программа в школах, ритм жизни, жизненные ценности и установки. Все меньше и меньше времени подрастающее поколение проводит за активными играми на улице и во дворе — подобное времяпровождение кажется им скучным и неинтересным. Они с раннего возраста проводят за компьютером большую часть своего времени и куда лучше понимают слово «геймер», нежели знакомую каждому из нас фразу «ты водишь». Неудивительно, ведь красочные и быстро сменяющие друг друга картинки на экране монитора куда более привлекательны и менее опасны, чем ободранные при попытке обогнать соперника колени, а также слезы поражения и злость от того, что не удалось что-то сделать. В компьютерных играх, в отличие от уличных, не нужно уметь договариваться с соперником или другом, испытывать ярких эмоций (радость победы и горе поражения). Достаточно начать новую игру или выключить компьютер. Однако именно простые уличные игры оказывают основополагающее воздействие на развитие ребенка.

В свою очередь, развитие посредством компьютерных игр, раннее изучение иностранных языков, основ чтения и письма истощают психические процессы головного мозга ребенка, поскольку находящиеся на стадии созревания функциональные системы совершенно не готовы к подобному с точки зрения физиологии. Вот, почему нейропсихологи нередко сталкиваются с различного рода отклонениями в развитии: с одной стороны ребенок сильно опережает своих сверстников на интеллектуальном уровне, а с другой — он едва может прыгать на одной ноге, не может ездить на велосипеде и быстро утомляется. У многих детей ярко выражена слабая тоническая активность: они плохо ощущают свое тело, что выражается в отсутствии чувствительности к холоду и голоду, бессоннице. При этом настоятельно рекомендована нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

Асинхрония развития (неравномерность развития функциональных мозговых структур), так же как и задержка в развитии определенных мозговых структур, — следствие не только неправильного воспитания ребенка и раннего увлечения им компьютерными играми. Определенные проблемы в развитии ребенка могут быть также спровоцированы сложностями, связанными с родовыми травмами во внутриутробными периоде (кесарево сечение, обвитие пуповиной, гипертонус, внутриутробная гипоксия, гипоксия при родах и т.д.), воздействием наркоза на раннем этапе развития, последствиями некоторых прививок, непредвиденной реакцией организма на вакцину.

Когда необходима коррекция нейропсихологических нарушений?

Последствия приведенных выше проблем наиболее ярко выражены в дошкольном возрасте, и если своевременно не будет предпринято каких-либо мер по компенсации, развитию и выравниванию работы структур мозга, ребенок с трудом будет усваивать школьную программу. Могут возникнуть сложности в процессе обучения письму (слабый или сильный тонус в руках, замена и пропуск букв, знаков препинания, игнорирование заглавных букв). Что касается математики, то в данном случае возможны проблемы с пониманием задач, автоматизацией счета, и в особенности — обратного. Чтение может сопровождаться различными затруднениями в понимании смысла прочитанного, поскольку все ресурсы ребенка направлены на прочтение слова, а на понимание сил уже не остается. Замедленное становление автоматизации основополагающих навыков затрудняет усвоение школьной программы и приводит к истощению психических процессов ребенка.

Комплексная нейропсихологическая коррекция способствует стабилизации и развитию функциональных структур мозга. Однако эффективность такого рода помощи имеет прямую зависимость от возраста ребенка. Конечно, чем раньше проводится коррекция нейропсихологических нарушений, тем лучше, поскольку в сенситивные периоды следует ожидать куда более высоких результатов. Однако, в зависимости от поставленных задач, мозг способен развиваться и перестраивать собственные функциональные структуры в любом из возрастов.

Нередко нейропсихологическая коррекция детей рекомендуется специалистами как вместо прохождения курса неврологической терапии, так и в дополнение к нему. Это объясняется более высокой безопасностью данного типа воздействия. При этом традиционные методы воздействия на ребенка не способны столь же эффективно решать проблемы обучения и поведения. Они могут «выдрессировать» те или иные навыки, однако качественного влияния на психические процессы оказать не смогут.

Кому показана комплексная нейропсихологическая коррекция и что она собой представляет?

Нейропсихологическая коррекция детей рекомендована нейропсихологами в качестве профилактики дезадаптации в момент их подготовки к школе. Именно тогда высшие психические функции (память, внимание, мышление, зрительное, слуховое, тактильное восприятие и т.п.), находятся в «боевой готовности», и своевременное обращение за профессиональной помощью является залогом успешного обучения в соответствии со школьной программой.

Младшие школьники, которые столкнулись с проблемами в процессе обучения письму, чтению и счету, испытывают связанные с различными компонентами внимания трудности (концентрация, переключение, усидчивость) смогут ощутимо улучшить успеваемость благодаря своевременно проведенной коррекции.

В особенности нейропсихологическая коррекция в детском возрасте и методики ее воздействия на мозговые структуры полезны для левшей (подробнее читайте об этом в нашей статье).

Каждый из неврологических диагнозов (ЗПР, ММД, ЗРР, ПЭП и т.п.) имеет причины, кроющиеся в функциональной недоразвитости определенных структур мозга. Поэтому подобные меры коррекционного воздействия показаны детям, которые находятся под наблюдением неврологов и проходят медикаментозную терапию.

Так что же такое коррекция нейропсихологических нарушений? Она представляет собой наиболее прогрессивный и эффективный подход к решению проблем, связанных с процессом детского развития. Данный метод способствует становлению межполушарных взаимодействий, выработке самоконтроля и самокоррекции, развитию пространственного восприятия на каждом из этапов онтогенеза, начиная с восприятия схемы собственного тела, и заканчивая восприятием сложного типа логико-грамматических конструкций.

Каждый ребенок уникален, и именно поэтому при выборе коррекционно-развивающей программы нейропсихологи опираются на индивидуальную и возрастную нормы развития. Коррекция проводится с учетом сильных и слабых сторон ребенка, от простого к сложному, от неудачи к успеху, в соответствии с поставленными целями и задачами.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте имеет определенную структуру занятий и подразумевает воздействие на каждый из трех блоков мозга (по А.Р. Лурии):
● энергетический потенциал ребенка;
● прием и обработка информации;
● программирование, контроль и регуляция собственной психической деятельности.

Она включает в себя двигательные (сенсомоторные) упражнения, когнитивные задания и игры, где может использоваться специальное оборудование: балансиры, мячи, тяжелые одеяла и т.п.

Сенсомоторные упражнения

Нередко родители удивляются: «Ну и что такого в том, что ребенок не умеет прыгать на одной ноге или ловить мяч? Причем тут плохой почерк и плохие оценки по математике?».

Сенсомоторный уровень развития — это доречевой уровень развития детей, продолжительность которого составляет от 0 до 24 месяцев (в соответствии с теорией Жана Пиаже). Причиной задержки в развитии нередко являются именно особенности данного периода. К примеру, ребенок поздно начал держать головку или ходить, не ползал и, естественно, поздно начал говорить. Двигательные упражнения помогут восполнить недостаток в сенсомоторном развитии. Посредством подобранных специалистом-нейропсихологом в индивидуальном порядке упражнений будет восполнен сенсомоторный дефицит. Упражнения довольно просты и иногда напоминают ЛФК. Однако секрет заключается в том, что специалисты точно знают, какое воздействие и какую смысловую нагрузку может нести в себе каждое из упражнений, как и когда его следует делать.

Когнитивные задания

Когнитивные задания — это задания, которые относятся к процессу познания, игры, направленные на развитие мышления и способность запоминать, а также обрабатывать информацию, принимать решения в соответствии с поставленной целью.

Такие задания также способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка. Ведь в процессе решения какой-либо задачи, будь то интеллектуальная, творческая или жизненная, ребенок сможет найти свой собственный подход, который будет правильным и оригинальным. В свою очередь, неправильно принятое решение всегда является поводом для дальнейшего интеллектуального развития ребенка и поиска новых решений. Естественно, нейропсихологическая коррекция детей должна проводиться при поддержке родителей и нейропсихолога, поскольку последствия неправильно принятых решений могут переживаться ребенком очень тяжело. Однако принимающий своего ребенка родитель окажет всестороннюю поддержку и поможет справиться с неудачей, следом за которой обязательно последует удача.

Занятия с нейропсихологом способствуют решению сенсомоторных, когнитивных, эмоционально-волевых проблем. В «Центре нейропсихологического сопровождения» комбинируются и подбираются в индивидуальном порядке задания, которые учитывают особенности эмоционально-волевой сферы и творческого потенциала ребенка.