Психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение детей с ЗПР
Психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение детей с ЗПР
Известно, что в качестве причин для задержки детского психического развития способны выступать:
Резидуально-органическое поражение мозга;
Длительные хронические заболевания, приводящие к астенизации;
Социальная запущенность;
Сочетание вышеперечисленных факторов.
Наличие этих факторов обусловливает необходимость определения специальных условий сопровождения детей с ЗПР, которая, при правильном подходе и своевременном лечении может быть обратима или же хорошо скорректирована.
Почему индивидуальное сопровождение ребенка с ЗПР играет такую важную роль?
Хоть интеллектуальные нарушения у детей с задержкой психического развития и носят легкий характер, но затрагивают при этом такие процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Для того, чтобы лучше понимать необходимость индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, остановимся подробнее на основных моментах, свойственных психическим функциям таких детей:
Восприятие является фрагментарным, замедленным, неточным.
Внимание — неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любой посторонний стимул способен отвлечь ребенка и переключить его внимание.
Память: страдает как долговременная, так и кратковременная. Часто нарушены все ее виды: зрительная, слуховая, речевая. Память характеризуется низкой скоростью запоминания, малым объемом, мозаичностью; избирательность снижена.
Что касается мышления, то такие дети испытывают трудности в процессе анализа и синтеза, сравнения, обобщения; не могут упорядочить события, выстроить умозаключение, сформулировать выводы. Они не могут решить задачу, не понимают логико-грамматических конструкций, не понимают смысл прочитанного или услышанного.
Специфика речи характеризуется искаженной артикуляцией большинства звуков, нарушенной слуховой дифференциацией, ограниченным словарным запасом, трудностями при построении связного высказывания. Нередко ЗПР сочетается с ЗРР, дисграфией и дислексией.
Дети с ЗПР способны в полной мере реализовать собственный потенциал социального развития лишь при условии своевременно начатой и грамотно организованной коррекционно-развивающей работы. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста позволит еще на ранних стадиях выявить те или иные нарушения в развитии и оказать комплексную лечебно-оздоровительную и коррекционно-психологическую помощь.
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР разрабатывается отдельно под каждого ребенка по факту прохождения им диагностического обследования (в первую очередь нейропсихологического).
Одним из важнейших условий, от которого будет зависеть успешность коррекции и прогноза реабилитации ребенка, будет являться компетентность нейропсихолога: деликатность, умение оказать помощь в осуществлении познавательной деятельности, осознании успехов, причин неудач и т.д. Все это способствует осознанию ребенком своих возможностей, повышению уверенности в себе, пробуждению энергии достижений.
Особое внимание при работе уделяется развитию познавательных процессов, эмоциональной, сенсорной и моторной сфер посредством игровой и арт-терапии с психологом, логопедическими занятиями, а также множества других актуальных и не раз доказавших свою эффективность методов. Однако индивидуальное сопровождение ребенка с ЗПР грамотным специалистом не является достаточным для динамичного развития и усвоения ребенком необходимых для успешного обучения в школе навыков. Не менее важную роль играет активная помощь и поддержка со стороны родителей.