Зрительно-моторная координация у детей с дисграфией
Зрительно-моторная координация у детей с дисграфией
Родители часто задаются вопросом, что же такое зрительно-моторная координация и какое влияние она оказывает на жизнь ребенка? Итак, это согласованность каждого движения и их элементов посредством совместного и единовременного функционирования зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Различные нарушения и слабое развитие зрительно-моторной координации зачастую становятся причиной допускания нелепых ошибок при списывании текстовых материалов или воспроизведения рисунка с готового образца. Понимая причину, родители и учителя не должны морально давить на ребенка и требовать от него невозможного. В данном случае важное значение играет именно всесторонняя поддержка и создание благоприятного климата для последующего развития.
Зрительно-моторная координация у детей с дисграфией — характерные черты
Нарушения зрительно-моторной координации у дошкольников проявляются в виде «волнообразных» движений во время ходьбы и бега, низкая самооценка, проблемы с сохранением равновесия, непрямолинейность, постоянное поддержание конечностей в напряженном состоянии, чрезмерно широкая постановка стоп, нарушенная согласованность движений. На первый взгляд кажется, что нет ничего проще, чем писать правой рукой, а держать бумагу — в левой. Однако такие дети недостаточно хорошо контролируют при помощи глаз то, что делают руками. Для слаженной работы обеих рук необходима четкая координация между ними, и она может быть достигнута лишь посредством целенаправленного коррекционного воздействия.
Как правило, нарушенная зрительно-моторная координация у детей с дисграфией проявляется наряду с дислексией — систематические нарушения, которые сопровождают устную речь. Поскольку данная проблема не способна решиться сама, необходимой мерой является обращение за профессиональной помощью, соответствующее лечение и выполнение предписанных невропатологом рекомендаций.
Как может быть скорректирована зрительно-моторная координация у детей с дисграфией?
Формирование двигательной координации у детей школьного и дошкольного возраста осуществляется в несколько этапов:
всесторонняя диагностика, целью которой является оценка координационных способностей;
проведение нейропсихологических занятий;
проведение повторной диагностики для оценки достигнутых результатов.
В процессе работы обязательным условием является постановка акцента на формирование навыка целенаправленного изучения, то есть зрительного обследования объектов. Под руководством специалиста детям потребуется установить основные составляющие объектов, их соотношение и положение в пространстве, отметить изменения в самом объекте или его местоположении.
Эффективный метод комплексного развития координационных способностей — игровой метод, в ходе которого могут использоваться наложенные, «зашумленные» перечеркнутые, недорисованные контурные изображения и т.д. Однако это еще не все. В распоряжении нейропсихолога имеется множество методов, способствующих эффективному развитию координации у детей различных возрастов.