Мозжечковая стимуляция в Москве — ЦНС

Мозжечковая стимуляция – это коррекционная методика, представляющая собой серию упражнений, направленных на стимуляцию ствола головного мозга и, в первую очередь, мозжечка.

Какие методики включает метод мозжечковой стимуляции?

  • Программа Learning Breakthrough (с использованием Balametrics), создателем которой является американский ученый Фрэнк Бильгоу, – это система упражнений на специальной балансировочной доске. Бильгоу так же называл эту методику «Прорыв в обучении»;
  • Упражнения на других балансировочных досках и платформах; эти упражнения направлены на тренировку координации, равновесия, зрительно-моторной координации, тренировку вестибулярного аппарата;
  • Упражнения на интерактивной платформе Wii-fit;
  • Упражнения на постурографе, созданном для оценки и тренировки вестибулярного аппарата, ствола мозга, корковых отделов мозга;
  • Серия упражнений на стабилоплатформе;
  • Балансировочные упражнения в зале сенсорной интеграции (с использованием батута, гамака, качелей и т.д.).

В чем суть метода Balametrics

На сегодняшний день самым популярным и эффективным методом мозжечковой стимуляции является программа Фрэнка Бильгоу Learning Breakthrough (Balametrics). Фрэнк Бильгоу еще в 1960 году, работая со школьниками, которые испытывали трудности в обучении, заметил, что дети, имеющие физическую активность, направленную на развитие равновесия, координации, зрительно-моторной координации, успешнее других сверстников в учебе; в частности, имеют успехи в чтении и письме. Этот факт лег в основу его методики; при поддержке ученых, работающих в НАСА, была разработана балансировочная доска. Исследования, которые проводись уже с использованием этой доски, доказали эффективность упражнений на ней и их влияния на успешность обучения. Именно по этой причине свою методику мозжечковой стимуляции Доктор Бильгоу так же называл «Прорыв в обучении».

Какое оборудование используется на занятиях по программе мозжечковой стимуляции Ф.Бильгоу?

Программа Learning Breakthrough с использованием оборудования Balametrics — это серия упражнений на специальной балансировочной доске с использованием различных элементов оборудования.
Ключевым элементом метода является, непосредственно, сама деревянная прямоугольная доска Бильгоу с разметкой в виде сетки и подкручивающимися роликами. Поверхность доски шероховатая; это помогает не скользить на поверхности доски, а так же способствует активизации кожно-кинестетического аппарата стопы, массажному воздействию на нее. Большое значение имеет нанесенная на доску сетка, с помощью которой ребенок располагает свои стопы на доске правильным образом (в зависимости от целей занятия, возможностей ребёнка и уровня сложности задания).
Также в комплекс входят:

  • Разновесные сенсорные (тактильные) мешочки: в классическом варианте они красного, желтого и синего цвета; различный вес мешочков дает возможность работать с проблемами тонуса. Кроме того, упражнения с мешочками способствуют развитию моторики (крупной и мелкой), зрительно-моторной координации, формированию прослеживающих движений глаз, и т.д.
  • Мяч-маятник на веревке – еще один важный элемент; это мяч среднего размера, достаточно тяжелый по весу; он крепится к потолку на веревку соответствующим образом. В серии упражнений с мячом на веревке можно работать с пространственной организацией движений, тонусом, саморегуляцией и «оттормаживанием» нежелательных действий, развивать пространственно-временные представления и др.
  • Мячи-прыгуны — несколько резиновых мячиков среднего размера, которые удобно ложатся в детскую ладонь и легко отбиваются от пола. Упражнения этого блока помогают развивать моторику, координацию, зрительно-моторную координацию, межполушарные связи, саморегуляцию.
  • Планка с цветными секторами (линиями) — деревянная палка, на которую нанесены линии разных цветов, помогающие расположить руки на ней, так чтобы они находились на равном расстоянии от центра, а так же числа от 1 до 8, расположенные по порядку. Упражнения, выполняемые с планкой, способствуют развитию схемы тела, помогают развивать пространственное и оптическое восприятие, работать с гипотонусом; подходят для работы, например, с дискалькулией.
  • Доска с цифрами (и маленькими резиновыми мячиками-попрыгунчиками) представляет с собой деревянную квадратную доску на двух небольших ножках в верхней её части; на ней нанесены цифры от 1 до 9 вразброс. Ребенок, стоя на балансировочной доске, должен попадать в цифры мячиками. Упражнения помогают развивать мелкую моторику, связь «рука-глаз», хватательные движения; а кроме того, в этом блоке упражнений удобно работать с пространственным восприятием и математическими представлениями (например, изучать счетный ряд);
  • Стойка с целями – это стенд, на котором располагаются цели (на них нанесены фигуры, цвета или другие зрительные образы). Ребенок, стоя на балансировочной доске, сбивает мячом на веревке (маятником) эти цели по команде специалиста. Упражнения способствуют развитию координации, оптических и пространственных представлений, устойчивых межполушарных связей, помогают расширить поля зрения и провести профилактику туннельного зрения.
  • Кольцеброс – установка, на которую ребенок закидывает кольца. В этой серии упражнений активно задействуется зрительная система: происходит работа по укреплению глазных мышц, формированию устойчивого навыка переключения от дальнего к ближнему объекту; упражнения так же способствуют развитию межполушарных связей.

Помимо классической доски доктора Фрэнка Бильгоу в мозжечковой стимуляции могут использоваться и другие балансировочные доски, состоящие из разных материалов, отличающиеся по форме, цвету, высоте (и другим параметрам), покрытию поверхности. Важный фактор подбора доски под комплекс упражнений – ее устойчивость, а также возможность ребенка стоять на ней и выполнять определенные действия, не перенапрягаясь.

Какие проблемы решает мозжечковая стимуляция?

Мозжечок – один из отделов головного мозга человека, помогающий реализовать множество функций в организме человека; функционально он обеспечивает любые двигательные акты, участвует в процессе сенсорной интеграции и развитии высших психических функций и познавательных процессов. Помогает мозгу быстро обрабатывать информацию, регулирует мышечный тонус, имеет связь со всеми отделами мозга, а в частности, с вестибулярной системой, обеспечивающей равновесие и координацию движений.
Недавно ученые пришли к выводу, что мозжечок является буквально «ключом» к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.
Проявление симптомов СДВГ и аутизма нередко обусловлено именно дисфункцией мозжечка.

Какой эффект можно ожидать от занятий мозжечковой стимуляцией?

Задачи занятий:

  • Развитие координации, крупной и мелкой моторики;
  • Развитие зрительно-моторной координации и связи «рука-глаз» (что оказывает положительное влияние на письмо и чтение, развитие графомоторных навыков);
  • Развитие устойчивого межполушарного взаимодействия (ребенок начинает рисовать, делает успехи в учебе, лучше чувствует свое тело);
  • Стабилизация работы вестибулярной системы;
  • Сенсорная интеграция (что особенно актуально для детей аутистического спектра). Задействуется проприоцептивная система, слуховая, тактильная, зрительная;
  • Расширение оптического поля (снижается количество ошибок при письме, ребенок лучше воспринимает лист бумаги, увеличивается объем зрительного восприятия);
  • Устранение или профилактика туннельного зрения;
  • Развитие саморегуляции, самоконтроля, снижение истощаемости;
  • Развитие и совершенствование «программирования» своей деятельности;
  • Коррекция регуляции системы «возбуждения-торможения», развитие возможности «оттормаживания» нежелательного поведения;
  • Развитие пространственного и зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие всех видов памяти (долговременной и кратковременной; зрительной, слуховой, тактильной, образной и т.д.);
  • Коррекция или развитие внимания (концентрации, распределения, переключения);
  • Развитие слухового и фонематического восприятия;
  • Стимуляция речевого развития;
  • Коррекция и профилактика нарушений письма и чтения (дисграфии, дислексии), а так же дискалькулии;
  • Тренировка навыков чтения, счета и т.д. (школьная успешность).

Показания и противопоказания к проведению мозжечковой стимуляции у детей

Мозжечковая стимуляция показана детям со следующими диагнозами и проблемами:

  • Расстройства аутистического спектра;
  • Дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ, ММД);
  • Снижение самоорегуляции и повышенная утомляемость;
  • Задержка речевого развития (ЗРР) и ЗПР в некоторых случаях;
  • Некоторые виды эпилепсии;
  • Школьная неуспешность;
  • Дисграфия, дислексия;
  • Дискалькулия;
  • Речевые нарушения (такие как дизартрия, моторная алалия, нарушения темпо-ритмической структуры речи, в частности, заикание);
  • Некоторые поведенческие нарушения;
  • Умственная отсталость;
  • Резидуально-органическое поражение мозга (различные его виды);
  • Последствия черепно-мозговых травм.

Абсолютных противопоказаний у этой методики нет, однако надо проявлять осторожность, используя этот метод у детей:

  • с судорожной готовностью (необходимо наблюдение невролога или эпилептолога);
  • с серьезными нарушениями мозгового кровообращения (с разрешения невролога).

А также учитывать качество зрения ребенка, наличие остигматизма и т.д.
Возрастных ограничений метод не имеет, однако наибольшую результативность показывает в работе с детьми от 3-4 лет.

Какой специалист проводит диагностику и коррекцию?

Диагностику проводит клинический психолог, нейропсихолог; он так же расписывает программу мозжечковой стимуляции, подбирает необходимую ребенку нагрузку, требуемые блоки упражнений для решения конкретных коррекционно-развивающих задач.
Коррекцию проводит нейропсихолог; так же элементы мозжечковой стимуляции в свои занятия может включать логопед, дефектолог, специальный психолог, специалист по лечебной физкультуре.
Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что методика мозжечковой стимуляции с применением специального оборудования должна проводиться только специалистом или под его строгим контролем! Самостоятельное проведение занятий с ребёнком может не только не иметь результатов, но и быть опасным (например, закрепление неправильных двигательных паттернов).

Как проходят занятия по мозжечковой стимуляции, примеры упражнений

Программа подбирается индивидуально под каждого ребенка на основании диагностики, учитывает его возраст, особенности и возможности.
Ребенок, стоя на балансировочной доске Бильгоу, выполняет различные упражнения, задействуя элементы оборудования, которые были описаны выше (резиновые мячики, мешочки, мяч-маятник и т.д.). Например, ребенок подкидывает мешочек вверх и следит за ним глазами или кидает его преподавателю на определенный счет, хлопает, а потом ловит.
Задания даются детям на отработку по принципу «от простого к сложному»; специалист по мозжечковой стимуляции подбирает оптимальную для ребенка нагрузку, использует принцип поэтапного освоения сложных действий; учитывает множество факторов и особенностей ребёнка.
Серия упражнений на доске с использованием элементов оборудования часто дополняется упражнениями на качелях, гамаках, гимнастической скамье и тому подобными, — направленными на развитие вестибулярной системы, ствола мозга и мозжечка.

Программа занятий по мозжечковой стимуляции, длительность курса

Коррекция с использованием методики мозжечковой стимуляции, как уже было сказано выше, проводится после диагностики и составления программы.
Нейропсихолог может включать мозжечковую стимуляцию в курс двигательной нейропсихологической коррекции или же проводить отдельным курсом. Для достижения результата необходимы занятия 3-4 раза в неделю длительностью примерно 20-40 минут. Количество курсов и занятий зависит от результатов конкретного ребенка и целей и запросов родителей.
Подводя итог, хочется отметить, что метод мозжечковой стимуляции, помимо всех описанных уже нами плюсов, помогает повысить эффективность и других коррекционных и развивающих занятий (с нейропсихологом, логопедом, дефектологом). Кроме того, высокая вариативность заданий и упражнений с использованием оборудования Balametrics поддерживает интерес ребенка к занятиям, повышает мотивационную составляющую, оказывает положительное воздействие на эмоционально-волевую сферу ребёнка.

Автор — детский нейропсихолог Скрипко Диана