Дисфункция сенсорной интеграции у детей — 8 (499) 110-13-71

Сенсорная интеграция — один из сложнейших процессов ЦНС, который заключается в способности человека к организации воспринимаемых телом ощущений (запах, вкус, зрение и т.д.). Наш мозг непрерывно обрабатывает большое количество информации, поступающей из окружающей среды. К примеру, ребенок должен одновременно видеть мячик, который катится по полу, слышать голос мамы, улавливать доносящиеся с кухни запахи, чувствовать ногами мягкие ворсинки ковра, и вместе с этим воспринимать свое тело и не терять равновесия.

Некоторые из детей сталкиваются с затруднениями, связанными с обработкой большого объема информации. У них не получается отличать важное от ненужного, концентрироваться, выполнять простые действия или инструкции. При этом они испытывают беспокойство, тревогу, а то и попросту «отключаются». Страдающие от аутизма дети нередко сталкиваются с трудностями при обработке сенсорных стимулов. Они могут быть чрезмерно или малочувствительны, вследствие чего возникают явления самостимуляции или сенсорной перегрузки. Внешне это выражается стереотипными движениями и избеганием контакта.

Дисфункция сенсорной интеграции (нарушение обработки сенсорной информации) может коснуться:

  • моторных функций (мышечная дистония, гипо или гипер двигательная активность, гиперкинез, затруднения при удержании равновесия и позы, зрительно-моторная дискоординация, неразвитая мелкая моторика, задержка развития двигательного планирования и речевой функции) — это нарушение восприятия собственного тела;
  • когнитивных функций (затруднения во время обучения, чтения и письма, счета, различения цветов и форм, концентрации внимания и т.д.);
  • эмоциональных функций (затрудненная регуляция поведения, эмоциональная неустойчивость, агрессия и аутоагрессия в поведении, а также страхи и боязни высоты, поднятия стоп от пола, резких движений и т.д.);
  • социальных функций (отсутствие желания идти на контакт с другими людьми, участия в групповых играх, уклонение от физического контакта).

Сенсорно-интегративная терапия

На сегодняшний день проблема сенсорной интеграции относится к числу наиболее актуальных. Сами того не осознавая, мы нередко провоцируем визуальную и звуковую сенсорную перегрузку, и в то же время дефицит всех остальных чувств у детей. Распознание дефицита сенсорной системы и своевременное обращение к специалистам позволит получить эффективные результаты от применения сенсорно-интегративной терапии, и впоследствии благоприятно отразится на общем самочувствии ребенка.

Сенсорно-интегративная терапия (sensory integration) направлена на развитие сенсорной системы, а также корректную обработку, интеграцию и формирование адаптивных ответов на поступающую извне сенсорную информацию. Автором данного метода является доктор Джин Айрес, которая работала с пациентами различных возрастных групп, имевших определенные неврологические нарушения. Ранее психофизиолог Н.А. Бернштейн занимался данным вопросом в рамках исследования нарушений афферентного синтеза.

Сенсорно-интегративная терапия подразумевает многостороннюю и многочувственную стимуляцию ребенка при помощи игровых занятий. Их цель — поощрение и передача ребенку необходимого чувственного опыта для последующего развития моторики и гармоничного формирования соматогнозиса. Проведение игр по данному методу рекомендуется не реже одного раза в неделю. Длительность определяется в индивидуальном порядке и составляет, в среднем, от 6 месяцев до 2 лет.

Специалисты «Центра нейропсихологического сопровождения» активно работают с профессиональным оборудованием «Совы-Няньки». На данный момент товары сенсорной интеграции для детей и взрослых не имеют аналогов по России, а их производством занимается Санкт-Петербургская общественная организация «Центр помощи детям с нарушениями восприятия и адаптации». «Одеяло Совы», «Яйцо Совы» и другие использующиеся в ходе игр предметы оказывают благотворное влияние на развитие мышечной, вестибулярной, тактильной и проприоцептивной систем ребенка, в то же время способствуя гармоничному развитию в самых различных областях.

ЦНС дружит с «Совой-Нянькой»

Нейропсихологи ЦНС используют в работе продукты, разработанные в компании «Сова-нянька». Мы включаем их в упражнения по собственным методикам. Вы можете заказать в ЦНС любую вещь Совы: мы сориентируем в выборе и расскажем, как правильно ее использовать.

cns-2

Доска-балансир


Доска-балансир — инструмент для самых разных упражнений на равновесие, восстановление энергии и даже для математического футбола.
cns

Сенсорный чулок


Специалисты ЦНС используют чулок в сенсорно-интегративной коррекции, для восполнения сенсомоторного дефицита.