Дисграфия у детей с ЗПР — 8 (499) 110-13-71

Дисграфия у детей с ЗПР

ЗПР представляет собой отставание в развитии психики или ее отдельных функций, носящее не постоянный, а временный характер. Она представляет собой одну из наиболее распространенных форм нарушения психоонтогенеза. Такие дети по ряду параметров оказываются неготовы к обучению в школе. Также они усугубляются ослабленным функциональным состоянием ЦНС, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и невнимательности. Систематическое накапливание пробелов в знаниях приводит к тому, что детям все сложнее дается усвоение нового материала и, как следствие, выпадению из учебного процесса, возникновению негативного отношения к школе, попыткам личностной компенсации в сторонних областях деятельности, нарушению дисциплины, вплоть до антисоциального поведения.

У учащихся младших классов наблюдается задержка развития фразовой речи, они не имеют возможности для выражения причинно-следственных, временных и иных отношений. Также возникают определенные трудности в грамматическом и семантическом построении предложений, словарный запас отличается бедностью: дети некорректно понимают и используют близкие по смыслу слова. Дисграфия у детей с ЗПР выражена нарушением или задержкой развития фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, произношения звуков на этапе развития.

Виды дисграфии у детей с ЗПР

— на почве нарушенного языкового анализа и синтеза. Данный вид нарушения письма является наиболее распространенным и связан с несформированностью процессов звукового анализа и синтеза, нарушенным восприятием отдельных слов в предложении и отдельных предложений в тексте;
— на почве нарушенного фонематического распознавания (акустическая и артикуляторно-акустическая). В ее основе лежит несформированная дифференциация фонем, вследствие чего наблюдаются определенные затруднения при воспроизведении свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
— на почве нарушенного зрительно-пространственного анализа графического образа букв, определения их сходств и различий (оптическая).

Дисграфия у детей с ЗПР отличается нестабильностью и вариативностью. Как правило, ошибки допускаются при усложнении способов выполнения заданий и речевых материалов. Это является свидетельством недостаточной автоматизации, неустойчивости операций, языковых процессов, которые входят в состав сложной деятельности, каковым и является письмо. Любое усложнение деятельности способно привести к тому, что реализация отдельных неавтоматизированных процессов попросту выйдет из-под контроля ребенка. В процессе письма отмечается также соскальзывание со строк, непропорциональная величина букв, неравномерность соотнесения элементов букв, отсутствие плавности и ритмичности письма.

Выявление характера допускаемых при письме специфических ошибок требует длительного наблюдения у специалиста. Это является гарантией того, что коррекционная работа по преодолению дисграфии будет грамотно спланирована, а результат ее проведения не заставит себя долго ждать. Также она создает предпосылки для последующего развития ребенка.

Основными подходами к организации коррекционной работы для устранения дисграфии у детей с ЗПР являются:
● сочетание коррекции с мероприятиями, носящими лечебно-оздоровительный характер;
● осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в процессе развивающей и обучающей деятельности;
● подбор заданий, которые оказывают возбуждающее воздействие на активность ребенка и пробуждают в нем потребность в познании других видов деятельности;
● многократные указания, повторение упражнений и разъяснение пройденного ранее материала;
● преподнесение коррекционного материала небольшими дозами;
● усложнение предлагаемого материала и переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой должны осуществляться постепенно;
● проявление такта по отношению к ребенку, использование мягкого, доброжелательного тона и поощрение за любые успехи;
● поэтапное обобщение выполненной на занятиях работы.

В условиях грамотно организованного обучения ребенок способен проявить заметную динамику в развитии, а также усвоить необходимые для успешного обучения в школе навыки.

Дисграфия у детей с ЗПР
5 (100%) 1 голосов