Профилактика дисграфии детей — 8 (499) 110-13-71

Профилактика дисграфии детей

Профилактика детской дисграфии — актуальный для многих родителей вопрос, поскольку успешная подготовка дошкольников к освоению письменной речи является основой формирования коммуникативного навыка и позволит избежать в дальнейшем связанных с успеваемостью проблем. Не являются исключением учащиеся младших и средних классов.

Грамотная и профессиональная профилактика дисграфии детей позволит не только свести к минимуму возможные проблемы в будущем, но также способствует формированию позитивного на эмоциональном уровне отношения к школе, адекватного восприятия собственных способностей, результатов работы и поведения.

И напротив, частыми являются ситуации, когда родители и учителя принимают допускаемые ребенком при письме и чтении ошибки за банальную невнимательность или недостаточно серьезное отношение к учебе. В итоге без профессиональной помощи ребенок может потерять уверенность в себе и собственных силах, начать негативно относиться к письму и процессу обучения в целом.

Но проблема может лежать гораздо глубже, ведь это многоуровневые процессы, обеспечение которых требует согласованной работы нескольких зон мозга. Правильное формирование и совершенствование столь необходимых навыков происходит только в результате целенаправленного воздействия, учитывающего индивидуальные особенности ребенка. В свою очередь, расстройства процессов чтения и письма обозначаются специалистами как «дислексия» и «дисграфия» — нарушения, которые часто встречаются в сочетании друг с другом.

Что включает профилактика дисграфии детей?

Работа подразумевает использование эффективных методик и упражнений по профилактике вероятных отклонений. Она выражается в постановке и реализации задач, направленных на формирование основных составляющих письменной и устной речи: слухового и зрительного восприятия, моторно-двигательного аппарата, психических процессов. Часть занятий проходит в игровой форме, что делает процесс более увлекательным и интересным для ребенка.

К примеру, для формирования слухового внимания используется игра «Угадай, кто это»; выработке навыка определения направленности звука способствует игра «Где позвонили»; выработке навыка определения силы и громкости звука — «Тихо- громко!». Чувство ритма может быть развито посредством повторения заданного ритмического рисунка (хлопки, отстукивание), сравнения последовательно предъявляемых серий ударов. Таким образом, развиваются как речевое, так и внеречевое восприятие слуха. Развитию фонематического слуха способствует метод сравнения простейших фраз, выделения и запоминания конкретных слов из ряда (схожих и имеющих определенные различия по составу), подбора соответствующих заданным словам картинок, различия отдельных звуков в ряду остальных, а затем — в схожих и имеющих определенные различия в звуковом составе слогах и словах.

Развитие зрительного восприятия должно быть направлено на формирование таких навыков, как знание «телесной схемы», способность анализировать предметы и их изображения, воспроизведение в соответствии с образцом и по предоставлению, запоминание элементов букв и различий между ними и т.д. В моторно-двигательное развитие включено формирование крупной и мелкой моторики посредством развития общей двигательной активности (двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль, самопроизвольное торможение, статическая и динамическая двигательная координация, пространственная организация движений).

Профилактика дисграфии детей даст более высокий результат, если начинать обучение выполнению конкретных требований и задач, действию в соответствии с установленными правилами уже с младшего возраста. Целесообразным является развитие воли ребенка и формирование навыка самосознательного контроля, управления собственными внутренними и внешними действиями, процессами познания и поведения.

Профилактика дисграфии детей
4.5 (90%) 2 голосов