Задержка развития речи у ребенка — 8 (499) 110-13-71

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Отставание в развитии речи — одно из самых распространенных и сложных отклонений, связанных с формированием высшей психической деятельности ребенка. Такое понятие, как ЗРР, отражает замедленные темпы овладения нормами родного языка на этапах раннего и среднего речевого детского онтогенеза. Вынесение логопедом заключения о наличии задержки в развитии речи является правомерным в отношении не достигших четырех-пятилетнего возраста детей. Темповое отставание затрагивает формирование каждого из речевых компонентов: звуки раннего онтогенеза, словарь и грамматика, фразовая и связная речь. Поскольку речевое развитие находится в непосредственной связи с психическим развитием в целом, диагнозы ЗРР и ЗПР нередко наблюдаются у детей параллельно, что получило в литературных источниках обозначение «ЗПРР» — задержка психо-речевого развития.

Задержка развития речи у ребенка на различных стадиях речевого онтогенеза может проявляться следующим образом:
● беззвучный (аномальный) доречевой период (малоактивное гуление и лепет, однотипная вокализация);
● отсутствует реакция на звуки и речь в один год;
● низкая активность при попытке воспроизведения чужих слов (эхолалия) в возрасте полутора лет;
● проблемы восприятия с последующим выполнением простых заданий (действие, демонстрация и т.д.) на слух в полутора-двухлетнем возрасте;
● отсутствуют самостоятельные слова в двухлетнем возрасте;
● неспособность соединить слова в простые фразовые конструкции в возрасте двух с половиной-трех лет;
● собственная речь полностью отсутствует в трехлетнем возрасте (ребенком употребляются в речи только те фразы, что были заучены из книг, мультипликационных фильмов и т.д.);
● преимущественно ребенком используются неречевые средства коммуникации (мимика, жесты) и т.д.

Почему ребенок отстает в развитии речи?

При изучении анамнеза детей с ЗРР специалистами было установлено, что в качестве причин для нарушения нормального становления речевой функции способны выступать последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, преждевременно начавшиеся, продолжительные или стремительные роды, продолжительный безводный период, родовая травма, асфиксия при родах, гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление, предрасположенность на генетическом уровне, психического характера заболевания.

Задержка развития речи у ребенка 3 лет или более старшего возраста также может иметь связь с фактором социальным (двуязычная среда, педагогическая запущенность) и нарушениями слуха. Отставание в развитии речи характерно также для детей со следующими диагнозами: церебральный паралич, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Если ребенок отстает в развитии речи, то единственно верным решением является эффективная коррекционно-развивающая работа. Последняя требует предварительной нейропсихологической диагностики, которая позволит определить первопричину речевой задержки и оптимальную стратегию помощи конкретному ребенку. Своевременное обращение к специалисту позволит избежать вторичных сопутствующих трудностей психического развития.

Задержка речевого развития
5 (100%) 1 голосов
Задержка речевого развития