Признаки явной задержки развития речи у ребенка
- неактивное гуление и однотипный лепет, отсутствие у ребенка даже элементарных звуков;
- отсутствие комплекса оживления;
- отсутствующая реакция на звуки и речь у младенца; ребенок не реагирует на обращение к нему взрослых, а их внимание привлекает к себе только плачем;
- постепенное угасание лепета у младенца;
- ребенок не пытается повторить чужие слова в возрасте 11 мес-1,5 лет;
- существуют проблемы с пониманием и выполнением простых инструкций и команд от родителя в 1,5-2 года;
- отсутствуют самостоятельные слова в 1,5-2 года;
- нет фразовой речи в возрасте 2-2,5 года;
- ребенок воспроизводит в речи только фразы, услышанные из мультфильмов или книг, прочитанных ему взрослым;
- задержка развития речи ребенка 3 лет проявляется отсутствием связной «взрослой речи»;
- ребенок не использует мимику и жесты или же, наоборот, использует их преимущественно над речью;
- дети 4 лет с задержкой речевого развития не используют грамматически правильно построенные фразы, не употребляют все части речи, не умеют объединять в группы предметы и классифицировать их, не строят сложные предложения.
Нормы развития речи
Рассмотрим основные вехи развития речи в норме, чтобы лучше понимать признаки ее задержки:
- Появление ребенка на свет знаменуется криком, который должен быть громким и продолжительным.
- В 2-3 месяца ребенок уже проявляет сосредоточение на речевом общении, появляются первые спонтанные вокализации, ребенок «тянет» гласные звуки («а-а-а», «э-э»);
- 3 месяца – важный этап; характеризуется появлением комплекса оживления при общении со взрослыми, а так же началом гуления.
- 6 месяцев – это еще один важный период, поскольку ребенок начинает лепетать. Ребенок пытается имитировать звуки, которые слышит, подражает взрослым (эхолалии).
- После 9 месяцев начинается активное общение с помощью жестов, лепет усложняется.
- С 11 месяцев до года появляются первые лепетные звукоподражательные слова («мя», «му», «аф»), расширяется пассивный словарь.
- В 1 год ребенок использует уже примерно 8-10 слов, в 1,5 года в словаре ребенка уже 20-30 слов.
- Примерно в 1 год и 8-10 месяцев появляется фразовая речь
- 2-2,5 года – интенсивный период для овладения словарем и грамматическими формами слов.
- 3 года – речь ребенка приближается к речи взрослого.
Причины задержки речевого развития
К причинам задержки речевого развития специалисты относят:
- органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
- генетические заболевания и синдромы;
- психические заболевания;
- нарушения слуха;
- влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
- сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи
Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.
В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).
Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.
При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.
Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение и т.д.
Советы родителям
Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста.
Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.
А что еще может сделать родитель сам?
- Стимулировать развитие речи ребенка, развивая его «тонкую» ручную моторику (в коре головного мозга центры, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, расположены очень близко и тесно взаимосвязаны);
- Больше играть и говорить с ребенком, сопровождать речью все его действия («оречевление» процесса;
- Не включать дома постоянным фоном телевизор или музыку: ребенок должен слышать себя, свои звукоподражания взрослым, ведь «не слышу – значит, не говорю»;
- Петь с ребенком, играть в ладошки, потешки, читать простые стишки (развивать чувство ритма, что очень полезно для речи и слухового восприятия ребенка);
- Всячески поощрять словотворчество ребенка;
- Развивать мелкую моторику всевозможными способами (пальчиковые игры, конструкторы, шнуровки, тактильный песок, рисование пальчиками и ножками);
- Помогать освоить жесты («пока-пока», поцелуй, «дай», «там» и др.).
Задержка речевого развития
4.5 (90%) 4 голосов