Развитие речи у детей — 8 (499) 110-13-71

Развитие речи у детей

Каждый ребенок уникален и именно поэтому не стоит полностью полагаться на установленные нормы развития речевой деятельности: один, имея в запасе несколько десятков простых слов, начинает активно разговаривать уже в 1,5 года, а другой может упорно хранить молчание до 2 лет, понимая при этом все, о чем говорят родители. Однако в то же время у одних детей развитие речи начинает соответствовать возрастной норме уже к 3-4 годам, а для других ожидание — упущенная возможность для своевременного оказания помощи в развитии речи ребенка.

Этапы развития речи

Первый год жизни – это предречевой период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления, лепета, лепетных слов, первых слов.
Появление младенца на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией. Характеристики крика могут многое сказать специалисту о состоянии новорожденного.

В 1 месяц ребенок начинает проявлять сосредоточение на речевом общении.

В 2 месяца появляется реакция на общение в виде улыбки.

3 месяца – важный этап для развития речи; характеризуется появлением комплекса оживления, а так же началом гуления. Для гуления характерно произношение заднеязычных звуков: «г», «к», «х» и их мягких вариаций. При этом стоит отметить, что неслышащие дети тоже гулят, поскольку гуление обусловлено генетически.

5 месяцев – малыш уже умеет смеяться; идет период активного гуления (интенсивного, распевного, длительного).

6 месяцев – еще один важный период для развития речи, поскольку малыш начинает лепетать. Лепет так же, как и гуление, генетически обусловлен, однако, если на первых порах программа лепета реализуется вне зависимости от состояния слуха, то со временем ребенок начинает сам себе подражать, и соответственно, если малыш плохо слышит, то лепет постепенно угасает.

Далее в процессе развития лепета включается механизм подражания взрослым.

8 месяцев – характеризуется появлением яркой реакции на незнакомое лицо, обычно негативной. Идет бурное нарастание лепета.

После 9 месяцев начинается активное общение с помощью жестов (указательный, «дай-дай», «пока-пока»).

С 11 месяцев до года появляются первые лепетные слова («мя», «му», «аф»).

В 1 год ребенок использует уже примерно 8-10 слов, в 1,5 года — 20-30 слов.

Примерно в 1 год и 8-10 месяцев появляется фразовая речь, активно развивается глагольная лексика.

Развитие речи у детей 2-3 лет и далее:

2-2,5 года – интенсивный период для овладения словарем и грамматическими формами слов.

3 года – речь ребенка приближается к речи взрослого. Это сензитивный период; если в это время что-то происходит, например, ребенок серьезно заболевает, то развитие речи серьезно отодвигается (на 1-2 года).

4 года — активное совершенствование всех сторон речевого развития. У ребенка уже хорошая связная речь, богатые интонации; он правильно произносит слова: исключение может составлять только произношение звуков «Р», «Рь» и «Л», «Ль». Это возраст активного словотворчества.

В 5 лет в норме ребенок произносит слова уже практически любой сложности, все структуры речи полностью сформированы.

Отклонения развития речи у детей

Нарушение развития речи у детей — частое явление. Недостаточность речевых функций ограничивает коммуникативные возможности ребенка, негативным образом сказывается на эмоциональной сфере и развитии школьных навыков.

Нарушения развития речи могут проявляться следующим образом:

  • Ребенок неправильно произносит звуки, заменяет на другие, пропускает.
  • Меняет местами слоги в словах, пропускает, добавляет лишние.
  • Имеет бедный словарный запас, не понимает смысла слов, подбирает лексику, не соответствующую ситуации, не умеет грамматически верно оформлять высказывание.
  • Не может пересказать текст, полно изложить свои мысли, построить сложное развернутое предложение.
  • Имеет недостатки темпо-ритмической стороны речи: темпа, ритма, интонации и тембра речевого дыхания. Сюда относится и заикание.
  • Не понимает вовсе или понимает очень плохо чужую речь.
  • Не может полноценно писать или читать.

Причины возникновения нарушений развития речи у детей

Родители, которые узнали от нейропсихолога или логопеда, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны, какие факторы развития речи оказались несформированными.

Причины возникновения речевых нарушений принято делить на две группы: органические (внутриутробная патология, генетические факторы, например, особенности строения речевого аппарата, родовые травмы, а так же травмы и серьезные болезни, воздействующие в раннем возрасте, до 3 лет) и функциональные (неблагоприятная коммуникативная среда, социально-педагогические условия, стресс, психологические травмы и т.д.)

Помощь ребенку с нарушением речевого развития и методы развития речи

Нейропсихологическое обследование поможет определить причину, следствием которой стало какое-либо нарушение речи и подобрать оптимальный план коррекционно-развивающих мероприятий.

В одном случае, специалист проконсультирует родителей и расскажет, какими методами можно помочь развитию речи ребенка, например:

  • обогащение ребенка сенсорной информацией: слуховой (звуки природы, бытовые шумы, музыка), тактильной (массаж, гимнастика, игры с различными материалами, такими, как глина, песок, вода, крупы и т.п.), зрительной;
  • развития крупной и мелкой моторики разными способами;
  • определенные игры на свежем воздухе;
  • расскажет, как правильно вести активный диалог с малышом.

В другом случае, без профессиональной помощи, справиться не представляется возможным и тогда нейрокоррекция и/или логопедические занятия помогут справиться с имеющимися проблемами.

Стоит отметить, что в ряде случаев, помощь специалистов должна быть комплексной, так как за речевыми проблемами часто лежат: дисфункция разных структур и зон мозга на резидуально-органическом фоне, работа непосредственно, речевого аппарата, всех высших психических функций, прочие неврологические или даже психические проблемы. Именно поэтому слаженная работа нейропсихолога, логопеда и невролога (а при необходимости и более узкопрофильных специалистов) – залог оптимального и наиболее быстрого решения имеющихся проблем с речью.

Советы родителям

А что же родители могут сделать сами, чтобы ребенок заговорил естественным образом? В домашних занятиях по развитию речи стоит сделать упор на следующем:

  • Как можно больше разговаривать с малышом. Отзываться на его гуление и лепет, подсказывать легкие слоги, чтобы ребенок пробовал их повторить;
  • Разговаривая с ребенком, не подражать его произношению, коверкая слова и сюсюкая;
  • Как можно больше задействовать в играх ритм и счет, например, в потешках, считалочках, песенках;
  • Обсуждать с ребенком, как он провел свой день, вспоминать самые интересные моменты;
  • Показывать ребенку, что вы внимательно слушаете и интересуетесь его делами, задавать наводящие вопросы;
  • Поддерживать малыша во всех начинаниях и хвалить за любые успехи.
Развитие речи у детей
5 (100%) 1 голосов