Нейропсихологи ЦНС используют в работе продукты, разработанные в компании «Сова-нянька». Мы включаем их в упражнения по собственным методикам. Вы можете заказать в ЦНС любую вещь Совы: мы сориентируем в выборе и расскажем, как правильно ее использовать.
Образование речевых звуков связано со сложным комплексом движений артикуляционных органов — кинем. Корректное произношение различных звуков, как изолированное, так и в составе речевого потока, осуществляется за счет силы, отличной подвижности и дифференцированной работы органов звукопроизносительного аппарата. Начиная с первых дней жизни ребенок выполняет множество разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, и сопровождают такие движения диффузные звуки (бормотание, лепетание). Подобные движения являются своего рода гимнастикой органов речи и выступают в качестве первого этапа в речевом развитии ребенка.
Сенсорная интеграция — это упорядочивание и организация получаемых от органов чувств ощущений, что позволяет организму создавать адаптивный ответ (обоснованная и целенаправленная ответная реакция на ощущения). Если по каким-либо причинам интеграция слаба и мозг не может получить достаточное количество данных и предоставить адекватный ответ, это может стать причиной возникновения проблем с речью и общим развитием. Для оказания помощи ребенку в получении нового и необходимого для него сенсорного опыта, а также активации его речевого развития используется артикуляционная гимнастика.
Артикуляция связана с работой множества мышц, в том числе — жевательных, глотательных и мимических; в голосообразовани участвуют органы дыхания. Таким образом, упомянутая выше специальная гимнастика направлена на укрепление, развитие, повышение подвижности и дифференцированность всех органов и мышц, что участвуют в речевом процессе.
Упражнения не должны подбираться в произвольном порядке родителями ребенка. Этим должен заниматься специалист узкой квалификационной категории, в обязанности которого также входит отслеживание качества выполнения упражнений: точность и правильность, плавность и легкость, достаточность объема движений, темпом их выполнения, устойчивость, переключаемость с одного движения на другое. Обязательным является проведение логопедического обследования, в ходе которого диагностируются особенности строения артикуляторного аппарата и затруднения в движениях артикуляторных органов, состояние общей моторики, нарушения звукопроизношения, уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия и т.д.
По результатам логопедического обследования осуществляется постановка диагноза и подбираются наиболее эффективные методики коррекции выявленных нарушений.
Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики: