Метод мозжечковой стимуляции для детей — ЦНС

Метод мозжечковой стимуляции для детей

Метод мозжечковой стимуляции для детей

Особенности детей с нарушениями работы мозжечка

Если говорить именно о дисфункциях мозжечка, то в изолированном виде, они встречаются крайне редко.

Мозжечковая дисфункция может быть следствием врожденных или приобретенных патологий мозжечка.

Симптомы мозжечковой дисфункции обычно включают атаксию. Кроме того, нарушение функций мозжечка может включать следующие характеристики:

  • нарушения двигательных функций, тонуса (нарушения координации, замедление реакций при смене одного типа движений на противоположные, повышение или понижение мышечного тонуса, расстройство равномерности движения, дизартрия и т.д.);
  • нарушения высших психических функций; можно выделить следующие особенности познавательных процессов у детей с мозжечковой дисфункцией:
    • снижение нейродинамических процессов,
    • снижение функций внимания и памяти,
    • нарушение пространственного и «квазипространственного» восприятия;
    • нарушение контроля и программирования психических процессов, снижение саморегуляции,
    • нарушения речи (речь становится скандированной, замедленной, теряет плавность).

Методы мозжечковой стимуляции и программы упражнений

Мозжечковая стимуляция – это комплекс коррекционно-развивающих методик, направленных на восстановление или тренировку функций стволовых структур мозга и, непосредственно, мозжечка.

Самые актуальные программы мозжечковой стимуляции на сегодняшний день это:

  • Программа Learning Breakthrough Фрэнка Бильгоу с использованием разработанной им балансировочной доски и комплекса оборудования Balametrics;
  • Модифицированные программы Balametrics с использованием других балансировочных досок, с использованием всевозможного оборудования и большого количества упражнений;
  • Мозжечковая стимуляция и вестибулярные упражнения с задействованием оборудования из зала сенсорной интеграции (качели, гамаки, батуты);
  • Упражнения на удержание равновгесия на интерактивной платформе wi-fiit.

 

Строение мозжечка и его влияние на психические функции человека

Мозжечок — отдел головного мозга, который участвует в регуляции всех двигательных, произвольных и непроизвольных, актов человека, тонуса его мышц, координации движений, поддержании равновесия и определенной позы. Мозжечок оказывает своё влияние через ядерные образования среднего и продолговатого мозга, а также с помощью двигательных нейронов спинного мозга. По своей сути, мозжечок – диспетчер головного мозга, поскольку он связан и взаимодействует со всеми зонами мозга, перерабатывает всю информацию, поступающую от органов чувств. Мозжечок  играет большую роль в интегративной работе головного мозга, в связи с чем, адекватное функционирование мозжечка и связанного с ним мозолистого тела с тремя парами ножек очень важно для реализации высших психических функций человека.

На протяжении долгого времени считалось, что мозжечок – это структура мозга, которая регулирует именно координацию, равновесие, движения глаз, несмотря на накопленный  в клинических исследованиях опыт, говорящий о том, что патологии мозжечка имеют непосредственную связь с такими заболеваниями как шизофрения, аутизм, некоторые виды деменции. В настоящее время, ученые считают, что мозжечок оказывает влияние и на интеллектуальные процессы, в частности, некоторые аспекты памяти, мышление, речь, и даже эмоционально-волевую сферу человека.

История создания программы мозжечковой стимуляции Фрэнка Бильгоу «Learning Breakthrough Programm» с использованием оборудования Balametrics

На сегодняшний день самой известной и наиболее часто применяемой методикой мозжечковой стимуляции является программа американского ученого, доктора педагогических наук, Ф.Бильгоу Learning Breakthrough с использованием оборудования Balametrics, которая была разработана в США более 30 лет назад. Она стала результатом многолетних исследований Фрэнка Бильгоу при поддержке ученых НАСА.

Работая со школьниками, доктор Бильгоу обратил внимание на взаимосвязь хорошей успеваемости и наличие физической активности, направленной на развитие координации, равновесия, тренировки зрительно-моторной координации. Кроме того, Фрэнк Бильгоу сформулировал принцип, гласивший, что любое действие человека влияет на функционирование его мозга. Регулярная и организованная деятельность, совершающаяся с целью совершенствования своих возможностей, развивает структуры мозга.

Методика мозжечковой стимуляции доктора Бильгоу называется так же «Прорыв в обучении» и помогает детям со всего мира справляться со школьной неуспеваемостью, дефицитом внимания, проблемами письма и чтения, в частности.

Суть методики мозжечковой стимуляции Learning Breakthrough Programm

Методика мозжечковой стимуляции Learning Breakthrough с применением специального комплекса оборудования Balametrics представляет собой серии упражнений и включает следующие этапы коррекционно-развивающей работы:

  • Упражнения с использованием только балансировочной доски, которая является ключевым элементом методики,
  • Упражнения с задействованием сенсорных разновесных мешочков,
  • Серия упражнений, выполняющаяся с помощью мяча-маятника на веревке (который подвешивается специальным образом на потолке),
  • Упражнения с использованием палки с разноцветными делениями-секторами,
  • Упражнения, выполняющиеся с использованием доски с цифрами на ножках разной высоты и мячиками-попрыгунчиками,
  • Серия упражнений, где задействуется стойка с целями, мяч-маятник и палка с цветными делениями (в некоторых случаях),
  • Резиновыми мячиками.

В зависимости от модификации методики мозжечковой стимуляции, оборудование может дополняться:

  • Балансировочными досками разных видов сложности,
  • Сенсорными мешочками с разным наполнением, выполненных из разного материала,
  • Мячиками, отличающимися размером, весом, «прыгучестью»,
  • Кольцебросами и так далее.

Занятия на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции

Как выглядит занятие с использованием оборудования Balametrics?

Ребенок стоит на доске определенным образом и по команде специалиста совершает различные действия, используя перечисленное выше оборудование. Примером упражнений для мозжечковой стимуляции могут быть такие задания: перекидывание мешочка из одной руки в другую, отталкивание мячика на веревке по нужной траектории или попадание резиновым мячиком-попрыгунчиком в определенную серию чисел на деревянной доске с цифрами.

Занятия проводятся, в среднем, 3-4 раза в неделю по 20-40 минут отдельными курсами или включаются в курс нейрокоррекции.

Результаты занятий мозжечковой стимуляцией с применением оборудования Balametrics

От занятий мозжечковой стимуляцией можно ожидать разных результатов. Они будут зависеть от целей и проблем конкретного ребёнка, под которого специалистом составляется индивидуальная программа, а так же от возможностей ребенка.

В целом, результаты могут быть следующими:

  • Развитие координации и ловкости;
  • Развитие крупной и мелкой моторики;
  • Развитие и тренировка зрительно-моторной координации, а так же связи «рука-глаз»;
  • Улучшение качества графомоторных навыков;
  • Совершенствование межполушарных связей мозга;
  • Развитие пространственного восприятия;
  • Развитие саморегуляции, контроля и внимания (всех его свойств);
  • Улучшение качества письма, чтения;
  • Развитие математических способностей;
  • Повышение общего интеллектуального уровня, школьной успеваемости и т.д.

 

Автор:  нейропсихолог Скрипко Диана Игоревна

Метод мозжечковой стимуляции для детей
5 (100%) 1 голосов