Лечение дизартрии у ребенка — 8 (499) 110-13-71

Дизартрия

Дизартрия

Дизартрия — имеющий проявление в артикуляционном расстройстве (произношение) речевой дефект, обусловленный параличом или парезом речевой мускулатуры. Ее характерными признаками являются различные проблемы с артикуляцией у ребенка: невнятность, недостаточная членораздельность речи.

Дизартрия у ребенка имеет 3 степени тяжести:

  • Легкая или стертая. Данный вид заболевания встречается наиболее часто. Ребенок не сильно выделяется среди сверстников, однако при этом достаточно неловок, быстро утомляется в процессе выполнения нагрузок, имеет стойкие расстройства в произношении звуков (по большей части — шипящих и свистящих). При разговоре проблемы с артикуляцией у ребенка выражены неярко, губы двигаются минимально. Коррекция детей со стертой дизартрией осуществляется с большей легкостью и эффективностью.
  • Средняя или типичная. Выражается в четких расстройствах речи.
  • Тяжелая или анартрия. Внятная речь отсутствует при нормальном формировании органов и наличии желания разговаривать. Так, ребенком накоплено достаточно знаний для того, чтобы вести диалог, но разговаривать он попросту не может.

С точки зрения локализации очага поражения головного мозга дизартрия у ребенка может иметь следующие формы:

  • Бульбарная — обуславливается поражением периферических двигательных нейронов. Приводит к парезу или параличу мышц языка, неба, нарушению жевательной и глотательной функций. Такие дети имеют слабый голос, произносят слова в нос. Речь является невнятной, нечеткой, неразборчивой. Осмотр может показать наличие атрофии мышц языка и глотки, атонии, амимичность лица. Основной особенностью воспроизведения звуков при данной форме заболевания является то, что все смычные звуки имеют тенденцию к преобразованию в щелевые. Неразборчивая речь обуславливается не только расстройством артикуляции, но также рядом других изменений в процессе воспроизведения движений речи: диспросодия (отсутствует мелодичность), назализация, дизритмия и т.д. Вследствие этого она становится невыразительной и монотонной.
  • Псевдобульбарная (спастическая) — обуславливается параличом иннервируемых проводящими путями речевых мышц, идущих из коры мозга, и соединяющих ее с ядрами находящихся в продолговатом мозге черепных нервов. Наблюдается избирательное нарушение произвольных движений: например, поднятие кончика языка к нёбу вызывает затруднения, а непроизвольные сохраняются — вытягивание губ трубочкой, причмокивание, высовывание языка, облизывание. Лицевые мышцы способны выражать разнообразные эмоциональные состояния. Изменения произношения звуков носят «обратный» характер тому, что можно наблюдать при бульбарной форме дизартрии. Многие из щелевых звуков имеют тенденцию к преобразованию в смычные.
  • Подкорковая дизартрия обуславливается поражением подкорковых мозговых структур, которые лежат вне основных, пирамидных, двигательных путей. При этом можно наблюдать такие речевые расстройства, как: постоянно изменяющийся темп речи (ускоряющийся и замедляющийся), резкие остановки, стереотипия и персеверация, изменение голоса (слабый, глухой, перепады тембра), невнятность артикуляции, изменение речевой просодии в интонировании высказываний, нарушенная фонематическая сегментация слогов и слов.
  • Корковая — отсутствие паралича или или пареза речевых органов, а также дискоординации в их работе. При этом можно наблюдать различные нарушения произвольной моторики артикуляционного аппарата и произношения имеющих сложную звуко-слоговую структуру слов, затрудненную динамику переключения от одних звуков к другим, от одних артикуляционных поз к другим. Сохранение способности к четкому произношению изолированных звуков, но с их искажениями и заменой в речевом потоке. Особые затруднения вызывают сочетания согласных звуков. Для убыстренного темпа характерно появление запинок, напоминающих заикание; отсутствие нарушений в развитии лексической и грамматической стороны речи; затруднение воспроизведения артикуляционной позы, перехода от одного звука к другому. В процессе коррекционного воздействия дефектные звуки быстро поддаются исправлению в изолированном произношении, но это едва может быть доведено до автоматизации в речи.

Независимо от возраста и степени тяжести, дизартрия у ребенка (проблемы с артикуляцией) нуждается в комплексном коррекционном воздействии с участием невролога, логопеда, логопедического массажа и нейропсихолога.

Дизартрия
5 (100%) 1 голосов
Дизартрия