Минимальные мозговые дисфункции — 8 (499) 110-13-71

Минимальные мозговые дисфункции

Минимальные мозговые дисфункции

Минимальные мозговые дисфункции — термин, обозначающий группу различных по причине, механизмам развития и проявлению нервно-психических нарушений. Диагноз ставится ребенку врачом-неврологом на основании диагностированных легких органических изменений ЦНС, на фоне которых наблюдается нарушение поведения и обучения, невротические реакции, расстройство речи. Что примечательно, интеллектуальное развитие находится в пределах нормы. Наиболее характерные клинические признаки ММД — преобладающие функциональные расстройства (изменение поведения, сложности в процессе обучения в младших классах школы, нарушение речи, недостаточная моторика, различного вида невротические реакции) над органическими.

Как правило, родители сталкиваются с данным диагнозом в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок проводит в коллективе более длительное время, усваивает большое количество новых социальных правил, приступает к освоению учебного материала. Педагоги и родители могут отмечать у ребенка нарушение сна (долго укладывается, беспокойно спит), особенности эмоциональной сферы (частые смены настроения, раздражительность, импульсивность, сила проявления эмоций высока, трудно успокаивается). Данные проявления связаны с нарушением при ММД регуляции процессов возбуждения-торможения. Может создаться впечатление, что такие дети плохо слышат, их приходится окрикивать по несколько раз, повышать голос. Однако причина этого в трудностях внимания. Проблема удержания, распределения и переключения внимания лежит также в основе многих сложностей при обучении: не выдерживание общего ритма при групповой работе, частое «выпадение» из учебного процесса, вторичные нарушения запоминания, удержания и воспроизведения информации.

Двигательная сфера детей с ММД (минимальные мозговые дисфункции) характеризуется повышенной моторной активностью, начиная с раннего возраста. Как правило, имеют место мышечные дистонии, нередко наблюдаются черты дисплазии. Характерны многочисленные двигательные нарушения (дети неловки, неуклюжи, испытывают трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в манипулировании ножницами, при освоении велосипеда, играх с мячом и т.п.). Нарушение зрительно-моторной координации приводит к трудностям при овладении навыками чтения и письма.

В ряде случаев ММД является причиной различных речевых расстройств (задержки речевого развития, общего недоразвития речи).

Разнообразие факторов, которые лежат в основе, и неоднородные клинические проявления приводят к дифференциации ряда состояний, объединявшихся ранее в рамках диагноза «минимальные мозговые дисфункции». Последняя редакция международной классификации болезней МКБ-10 выделяет следующие состояния, обусловленные ММД.

Нарушения психологического развития:
— расстройства развития речи;
— расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия;
— расстройства развития двигательных функций: диспраксия.

Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста:
— синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
— поведенческие нарушения.

С точки зрения нейропсихологии основой различных клинических форм нарушений развития и поведения служат различные сочетания пострадавших зон мозга или минимальных дисфункций. Клиническая практика показывает, что у детей нередко наблюдаются сочетания симптомов, характерных не для одной, а для нескольких диагностических рубрик по классификации МКБ-10. При этом с целью выявления рациональной тактики диагностики и лечения специалисты выделяют ведущий симптомокомплекс.

Родителям нужно знать, что дети с ММД нуждаются в комплексном подходе и, кроме медикаментозных препаратов, в процесс лечения следует включать психотерапию, нейропсихологическую коррекцию и модификацию поведения. В процессе лечения должны принимать участие не только родители и сам ребенок, но и остальные члены семьи, учителя. Близкое к ребенку окружение должно понимать, что его действия часто неосознанные, и со многими сложными ситуациями он не может справиться самостоятельно в силу особенностей своей личности. Очень важно с пониманием относится к ребенку, чтобы вокруг него не возникало излишнее напряжение. Спокойное и последовательное отношение к малышу имеет такое же значение, как и специально назначенное лечение. Воспитание ребенка с диагнозом ММД — задача непростая, но вполне выполнимая, если обратиться за помощью к психоневрологу, нейропсихологу.

Психоневролог назначит необходимые аппаратные исследования и при необходимости — медикаментозную терапию. Нейропсихолог с помощью специальной диагностики выявит, какие именно отделы головного мозга недостаточно зрелы или работают дефицитарно, и разработает индивидуальную программу для их развития. Психотерапевт поможет наладить отношения в семье, адаптироваться в социуме, справиться с тревогой, агрессией и т.д.

Минимальные мозговые дисфункции
5 (100%) 1 голосов
Минимальные мозговые дисфункции