Минимальные мозговые дисфункции — 8 (499) 110-13-71

Минимальные мозговые дисфункции у детей

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) — термин, обозначающий группу нервно-психических нарушений, различных по причине, механизмам развития и проявлению. Диагноз ставится ребенку врачом-неврологом на основании диагностированных легких органических изменений ЦНС, на фоне которых наблюдается нарушение поведения и обучения, невротические реакции, расстройство речи. Что примечательно, — интеллектуальное развитие находится в пределах нормы. Наиболее характерные клинические признаки минимальной мозговой дисфункции детей — преобладающие функциональные расстройства (изменение поведения, сложности в процессе обучения в младших классах школы, нарушения речи, недостаточная моторика, невротические реакции различного вида) над органическими.

Как правило, родители сталкиваются с диагнозом «минимальные мозговые дисфункции» в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок проводит в коллективе длительное время, усваивает большое количество новых социальных правил, приступает к освоению учебного материала.

Проявления и симптомы минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей

Педагоги и родители могут отмечать у ребенка с минимальными мозговыми дисфункциями нарушение сна (долго укладывается, беспокойно спит), особенности эмоциональной сферы (частые смены настроения, раздражительность, импульсивность; при этом, сила проявления эмоций высока, ребенок трудно успокаивается). Данные проявления ММД связаны с нарушением регуляции процессов возбуждения-торможения. Может создаваться впечатление, что такие дети плохо слышат: их приходится окрикивать по несколько раз, повышать на них голос. Однако причина таких особенностей в трудностях внимания. Проблема удержания, распределения и переключения внимания лежит также в основе многих сложностей в обучении: невыдерживание общего ритма при групповой работе, частое «выпадение» из учебного процесса, вторичные нарушения запоминания, удержания и воспроизведения информации.

Двигательная сфера детей с ММД (минимальными мозговыми дисфункциями), начиная с раннего возраста, характеризуется повышенной моторной активностью. Как правило, имеют место мышечные дистонии, нередко наблюдаются черты дисплазии. Кроме того, характерны многочисленные двигательные нарушения: такие дети неловки, неуклюжи, испытывают трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в манипулировании ножницами, при освоении велосипеда, играх с мячом и т.п. Нарушение зрительно-моторной координации приводит к трудностям при овладении навыками чтения и письма.

Какие расстройства можно отнести к минимальной мозговой дисфункции у детей?

Разнообразие факторов, которые лежат в основе ММД, неоднородные клинические проявления приводят к тому, что необходимо дифференцировать  целый ряд состояний, объединявшихся ранее в диагноз «Минимальные мозговые дисфункции». Последняя редакция международной классификации болезней МКБ-10 выделяет следующие состояния, обусловленные ММД:

  • Нарушения психологического развития:
    • расстройства развития речи;
    • расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия;
    • расстройства развития двигательных функций: диспраксия.
  • Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста:
    • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
    • поведенческие нарушения.

Кроме того, в ряде случаев, ММД является причиной различных речевых расстройств (задержки речевого развития, общего недоразвития речи).

С точки зрения нейропсихологии основой различных клинических форм нарушений развития и поведения служат различные сочетания пострадавших зон мозга или минимальных мозговых дисфункций. Клиническая практика показывает, что у детей нередко наблюдаются сочетания симптомов, характерных не для одной, а для нескольких диагностических рубрик по классификации МКБ-10. При этом, с целью выявления рациональной тактики диагностики и лечения, специалисты выделяют ведущий симптомокомплекс.

Диагностика и лечение минимальной мозговой дисфункции у детей

Родителям нужно знать, что дети с ММД нуждаются в комплексном подходе и, кроме медикаментозных препаратов, в процесс лечения следует включать психотерапию, нейропсихологическую коррекцию и модификацию поведения.

Психоневролог назначит необходимые аппаратные объективные исследования и, при необходимости,  медикаментозную терапию.

Нейропсихолог с помощью специальной диагностики выявит, какие именно отделы головного мозга ребёнка недостаточно зрелы, работают дефицитарно или компенсаторно; разработает индивидуальную коррекционную программу для их развития. Психотерапевт поможет наладить отношения в семье, ребенку адаптироваться в социуме, справиться с тревогой, агрессией и т.д.

Рекомендации и советы родителям

В процессе лечения минимальной мозговой дисфункции должны принимать участие не только родители и сам ребенок, но и остальные члены семьи и, безусловно, педагоги. Близкое к ребенку окружение должно понимать, что действия ребенка с ММД часто неосознанные; со многими сложными ситуациями он не может справиться самостоятельно в силу особенностей своей личности. Очень важно с пониманием относится к ребенку, чтобы вокруг него не возникало излишнее напряжение. Спокойное и последовательное отношение к малышу имеет такое же значение, как и специально назначенное лечение. Воспитание ребенка с диагнозом ММД — задача непростая, но вполне выполнимая, если обратиться за помощью к специалистам: в первую очередь, неврологу и нейропсихологу.

 

Минимальные мозговые дисфункции у детей
5 (100%) 1 голосов