Нарушение соматогнозиса у детей — 8 (499) 110-13-71

Нарушение соматогнозиса

Соматогнозис — восприятие собственного тела. Многие специалисты говорят о том, что современные дети имеют ряд особенностей, которые выделяют их на фоне нескольких поколений предшественников. Признанный факт: психофизиологическое развитие детей в настоящее время происходит иначе, чем полвека назад. У подавляющего большинства обращающихся к нам отмечается нарушение восприятия собственного тела, незрелый детский соматогнозис. В частности, специалистам нередко приходится сталкиваться с проблемами в развитии моторики и сенситивности (недостаточно развитой способностью ощущать, различать и реагировать на воздействие со стороны внешних раздражителей).

Недоразвитие соматогнозиса у детей проявляется в недостаточном восприятии собственного тела (проблемы с навигацией и затрудненное удержание вертикального положения), что часто приводит к различным травмам и чревато нарушениями осанки. Также от родителей и педагогов поступают жалобы на то, что ребенок слышит просьбы и обращения только после многократного повторения. Это, как правило, быстро истощаемые дети, у которых не хватает внутренних ресурсов продуктивно присутствовать на уроке — быть внимательными и сосредоточенными достаточное количество времени. Они не могут в полной мере пользоваться своим, нередко богатым, интеллектуальным потенциалом — феноменальной памятью, прекрасным воображением, логическим мышлением. Они не успевают за темпом и объемом предъявляемых требований. Нарушенный соматогнозис у детей приводит к тому, что они не оказываются готовы к предлагаемым многими школами программам обучения.

Наиболее часто детский соматогнозис сопровождается следующими нарушениями восприятия:

  • восприятие телесной и, главным образом, глубокой (протопатической) чувствительности;
  • вестибулярное (зачастую — гравитационное) восприятие;
  • зрительное восприятие у нормально видящих детей;
  • слуховое восприятие у нормально слышащих детей.

По мнению специалистов, именно глубокая чувствительность является основой для восприятия человеком себя как отдельно взятого существа. При ее несформированности или каких-либо нарушений у ребенка не происходит полноценное развитие мотивации и чувства внутреннего «я». Поскольку накопление опыта собственных достижений не происходит (когда результат ощущается как «я сделал это сам»), запаздывает или не развивается способность к избирательности по отношению к людям и окружающим предметам. Ребенок не понимает, что для него главное, а что — второстепенное, к чему необходимо стремиться, а от чего — отказываться. Что мы видим? Многие современные дети плохо понимают самих себя и свои проблемы, им приходится прикладывать куда больше усилий для построения отношений с людьми.

Нарушение соматогнозиса у детей приводит к компенсаторному формированию множества, как кажется на первый взгляд, «лишних», но необходимых движений рук и ног — ребенок испытывает потребность в постоянном движении, чтобы чувствовать себя. Подобное поведение, вкупе с вышеописанными проблемами, обеспечивает ребенку диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). При нарушенном восприятии таза и нижних конечностей появляются раскачивания всем телом; при нарушении восприятия плечевого пояса и рук — размахивания, потряхивания руками и т.д. Нарушенное восприятие лицевой мускулатуры сопровождается излишними мимическими движениями. Что нередко расценивается, как тики неврологического, а иногда и психиатрического генеза.

Малейшие отклонения, нарушения в этапах развития или их пропуск приводит к активизации компенсаторных гипо- или гипермеханизмов. Подобного рода процессы нередко формируют поведенческие «маски» или патологические феномены, синдромы соматического, неврологического и психологического ряда.

При многих психических патологиях первичным является нарушение восприятия (соматогнозис у детей) и появление сопутствующих ему страхов. Вторичными являются нарушение общения, эмоционального реагирования и поведения.

Нарушение соматогнозиса
4.21 (84.21%) 19 голосов