Психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение детей с ЗПР — 8 (499) 110-13-71

Психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение детей с ЗПР

Психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение детей с ЗПР

Известно, что в качестве причин для задержки детского психического развития способны выступать хронического и соматического характера заболевания, органическая или функциональная недостаточность ЦНС, педагогическая и микросоциальная запущенность и т.д. Подобное разнообразие факторов обусловливает необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с носящим временный характер недостаточным уровнем развития основных психических функций, в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием ряда различных факторов.

Почему индивидуальное сопровождение ребенка с ЗПР играет такую важную роль?

Хоть интеллектуальные нарушения у детей с задержкой психического развития и носят легкий характер, но затрагивают при этом такие процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Восприятие является фрагментарным, замедленным, неточным. Внимание — неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бой посторонний стимул способен отвлечь ребенка и переключить его внимание. Память характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, невысокой мыслительной активностью при воспроизведении данных. Что касается мышления, то такие дети испытывают трудности в процессе анализа и синтеза, сравнения, обобщения; не могут упорядочить события, выстроить умозаключение, сформулировать выводы. Специфика речи характеризуется искаженной артикуляцией большинства звуков, нарушенной слуховой дифференциацией, ограниченным словарным запасом, трудностями при построении связного высказывания. Нередко ЗПР сочетается с ЗРР, дисграфией и дислексией.

Дети с ЗПР способны в полной мере реализовать собственный потенциал социального развития лишь при условии своевременно начатой и грамотно организованной коррекционно-развивающей работы. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста позволит еще на ранних стадиях выявить те или иные нарушения в развитии и оказать комплексную лечебно-оздоровительную и коррекционно-психологическую помощь.

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР разрабатывается в индивидуальном порядке по факту прохождения им диагностического обследования. Одним из важнейших условий актуализации потенциальных возможностей детей является компетентность специалиста: деликатность, умение оказать помощь в осуществлении познавательной деятельности, осознании успехов, причин неудач и т.д. Все это способствует осознанию ребенком своих возможностей, повышению уверенности в себе, пробуждению энергии достижений.

Особое внимание при работе уделяется развитию познавательных процессов, эмоциональной, сенсорной и моторной сфер посредством игровой и арт-терапии, а также множества других актуальных и не раз доказавших свою эффективность методов. Однако индивидуальное сопровождение ребенка с ЗПР грамотным специалистом не является достаточным для динамичного развития и усвоения ребенком необходимых для успешного обучения в школе навыков. Не менее важную роль играет активная помощь и поддержка со стороны родителей.

Психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение детей с ЗПР
5 (100%) 1 голосов
Психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение детей с ЗПР