Известно, что в качестве причин для задержки детского психического развития способны выступать:
Наличие этих факторов обусловливает необходимость определения специальных условий сопровождения детей с ЗПР, которая, при правильном подходе и своевременном лечении может быть обратима или же хорошо скорректирована.
Хоть интеллектуальные нарушения у детей с задержкой психического развития и носят легкий характер, но затрагивают при этом такие процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Для того, чтобы лучше понимать необходимость индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, остановимся подробнее на основных моментах, свойственных психическим функциям таких детей:
Дети с ЗПР способны в полной мере реализовать собственный потенциал социального развития лишь при условии своевременно начатой и грамотно организованной коррекционно-развивающей работы. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста позволит еще на ранних стадиях выявить те или иные нарушения в развитии и оказать комплексную лечебно-оздоровительную и коррекционно-психологическую помощь.
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР разрабатывается отдельно под каждого ребенка по факту прохождения им диагностического обследования (в первую очередь нейропсихологического).
Одним из важнейших условий, от которого будет зависеть успешность коррекции и прогноза реабилитации ребенка, будет являться компетентность нейропсихолога: деликатность, умение оказать помощь в осуществлении познавательной деятельности, осознании успехов, причин неудач и т.д. Все это способствует осознанию ребенком своих возможностей, повышению уверенности в себе, пробуждению энергии достижений.
Особое внимание при работе уделяется развитию познавательных процессов, эмоциональной, сенсорной и моторной сфер посредством игровой и арт-терапии с психологом, логопедическими занятиями, а также множества других актуальных и не раз доказавших свою эффективность методов. Однако индивидуальное сопровождение ребенка с ЗПР грамотным специалистом не является достаточным для динамичного развития и усвоения ребенком необходимых для успешного обучения в школе навыков. Не менее важную роль играет активная помощь и поддержка со стороны родителей.