Развитие связной речи детей с ОНР — 8 (499) 110-13-71

Развитие связной речи детей с ОНР

ОНР или общее недоразвитие речи представляет собой сложное речевое расстройство, при котором наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы (фонетического, лексического, грамматического) при нормальном слухе и уровне интеллектуального развития. Это не просто речевые дефекты, характерные для многих детей дошкольного и школьного возраста, но также глубокие виды патологии лексико-грамматических и фонематических процессов, игнорирование которых может стать причиной куда более серьезных нарушений — дислексии и дисграфии, при которых ребенок не сможет овладеть техниками чтения и письма.

Общее недоразвитие речи часто проявляется на фоне таких нарушений, как:

  • алалия (полное или практически полное отсутствие речи);
  • ринолалия (затрудненная артикуляция и образование голоса);
  • дизартрия (нарушение произношения);
  • афазия (исчезновение уже сформированной речевой функции).

Диагностика и причины возникновения ОНР

Как определить наличие ОНР у ребенка?

  • речь является несвязной, ее с трудом можно разобрать, и это не возрастное явление;
  • ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, но не может ничего сказать в ответ;
  • формирование зачатков речи начинается с 4-5 лет;
  • при разговоре ребенку не удается согласовывать элементарные формы падежей друг с другом (к примеру, хорошая мальчик, красивый луна и т.д.).

На необходимость развития диалогической и монологической речи детей с ОНР явно указывают и другие признаки. Речь детей с подобным нарушением отличается от речи сверстников. Некоторые из них произносят свои первые слова не раньше 3 лет, в то время как нормой считается 1-2 года. Отмечается также двигательная дисфункция или нарушенная координации движений. Ребенок мало разговаривает, а если и разговаривает, то медленно и не всегда правильно, почти не двигается, индифферентен к игрушкам и книжкам, не задает вопросов родителям, не стремится к общению с окружающими, имеет слабо развитую моторику.

При выявлении любого из признаков следует немедленно обратиться к логопеду, а также при необходимости — к дефектологу. Родители не должны прибегать к самодеятельности и пытаться решить проблему собственными силами. Развитие связной речи у детей с ОНР должно проводиться под руководством специалиста узкой квалификационной категории. Однако перед этим ребенок в обязательном порядке должен пройти диагностическое обследование, в ходе которого будет выявлена причина возникновения данного нарушения и иные признаки задержки в развитии речи, если, конечно, таковые имеются.

Существует три группы ОНР:

  • неосложненная (отмечена минимальным количеством дисфункций, малая регуляция мышечного тонуса, эмоциональная и волевая незрелость и т.д.);
  • осложненная (при наличии неврологического и психопатического характера расстройств выражается, к примеру, судорогами, церебральным параличом и иными синдромами);
  • грубое нарушение (органического вида поражения той части головного мозга, что отвечает за речевую функцию).

Также, в зависимости от способности ребенка разговаривать, выделяют четыре уровня заболевания:

  • первый (ребенок не разговаривает вообще);
  • второй (речь есть, но словарный запас беден не по возрасту, нарушено употребление падежных форм (аграмматизм);
  • третий (фразы могут быть развитыми, но имеются проблемы в звуковом и смысловом отношении);
  • четвертый (ряд пробелов в фонетическом, лексическом и грамматическом речевом строе).

Занятия по развитию речи с детьми с ОНР

Развитие речи детей с ОНР подразумевает регулярное проведение специальных занятий, направленных на:

  • формирование задатков внимания к речи;
  • работа над произношением слогов;
  • умение различать и воспроизводить звуки;
  • продвижение фонематического восприятия;
  • возможность производить элементарные речевые словоформы;
  • пополнение словарного запаса;
  • усвоение основных грамматических единиц и т.д.

При условии, что родители ребенка вовремя обратят внимание на недуг и серьезно подойдут к решению данной проблемы, в большинстве случаев общее недоразвитие речи с успехом поддается лечению и корректировке.

ЦНС дружит с «Совой-Нянькой»

Нейропсихологи ЦНС используют в работе продукты, разработанные в компании «Сова-нянька». Мы включаем их в упражнения по собственным методикам. Вы можете заказать в ЦНС любую вещь Совы: мы сориентируем в выборе и расскажем, как правильно ее использовать.

cns-2

Доска-балансир


Доска-балансир — инструмент для самых разных упражнений на равновесие, восстановление энергии и даже для математического футбола.
cns

Сенсорный чулок


Специалисты ЦНС используют чулок в сенсорно-интегративной коррекции, для восполнения сенсомоторного дефицита.

ОНР или общее недоразвитие речи представляет собой сложное речевое расстройство, при котором наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы (фонетического, лексического, грамматического) при нормальном слухе и уровне интеллектуального развития.

Развитие связной речи детей с ОНР
5 (100%) 2 голосов