Развитие речи глухих детей — 8 (499) 110-13-71

Развитие речи глухих детей

В первые месяцы жизни ребенка практически не представляется возможным выявить те или иные речевые нарушения, поскольку речь еще отсутствует, а общий уровень развития, на первый взгляд, соответствует норме. Однако внимательное наблюдение может показать, что у него отсутствует реакция на громкие доносящиеся с улицы и рефлекторные звуки, из-за чего малыш кажется более спокойным. Наиболее ярко те или иные особенности в поведении начинают проявляться после первого года жизни: пассивная и активная речь практически не развивается, ребенок выражает собственные желания и мысли посредством мимики и жестов. При выявлении тех или иных отклонений в речевом развитии следует немедленно обратиться за специализированной помощью.

Особенности развития речи глухих детей

Процесс развития речи глухого ребенка осложнен тем, что при отсутствии возможности слышать словесную речь у него отсутствует и потребность в словесном общении. Механизм нашего мышления таков, что значительная роль в нем отведена внутренней речи: мы мыслим словами, проговаривая их про себя посредством скрытых движений речевых органов. Внутренняя речь, в свою очередь, невозможна без овладения навыками устной речи. Ввиду отсутствия слуха чтение по губам представляет собой специфический способ ее восприятия.

Имея неповрежденный мозг, глухие дети обладают большими компенсационными резервами и демонстрируют высокую степень интеллектуальной активности в процессе овладения речью. Пребывание глухих детей среди слышащих оказывает положительное влияние на их общее развитие: они приобретают адаптационную способность и начинают действовать в соответствии с той или иной ситуацией, лучше ориентируются в пространстве, правильно реагируют на происходящее. По мнению специалистов, начатое в ранном возрасте обучение речевым навыкам способно максимально сгладить различия между глухими и слышащими детьми.

Поскольку лишенному слуха ребенку приходится прибегать к использованию жестов и выразительной лицевой мимике для налаживания контакта с окружающими, у него происходит раннее формирование мимико-жестовой речи. Посредством объединения жестов происходит построение жестовых высказываний. Примечательно, что при обучении мимико-жестовая речь находится в процессе непрерывного развития наряду с овладением устной речью, и они имеют тесное взаимодействие между собой.

Звучащая речь воспринимается такими детьми не слуховым, а зрительно-двигательным методом. Лишенные возможности контролировать произносимые слова и предложения дети овладевают слоговой структурой позднее, чем буквенным составом. Следующим этапом развития речи глухих детей является морфологический (морфологическое членение слов, овладение грамматическим строем языка). Под влиянием устной речи в жестовой речи отмечается появление предлогов и союзов, в нее включается дактилирование. Так детская мимико-жестовая речь постепенно развивается и переходит к языку жестов, который используют взрослые глухие люди.

Необходимо отметить положительную направленность глухих детей с точки зрения овладения речью. Невзирая на прилагаемые в процессе обучения титанические усилия и тяжкий труд, при грамотном подходе каждый из этапов овладения языком служит для таких детей источником приятных переживаний, способствует укреплению уверенности в собственных силах и возможности стать полноценным участником общественной жизни. А готовность родителей участвовать в процессе развития речи глухого ребенка значительно повысит эффективность обучения и позволит добиться потрясающих результатов.

Развитие речи глухих детей
5 (100%) 2 голосов