Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей — 8 (499) 110-13-71

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — одна из самых распространенных форм нарушения поведения, встречающихся в детском возрасте. Проявляются эти особенности в виде двигательной расторможенности, импульсивности поведения, расстройстве внимания, легкой недостаточности координации движений и мелкой моторики (Петрухин.С. 2004). Гиперактивность рассматривается как чрезмерная активность ребенка со слабым контролем побуждений, а дефицит внимания — как неспособность удерживать сосредоточенное внимание на усваиваемом материале в течении нужного для этого времени. Однако специалисты отмечают, что при повышенной мотивации дети с СДВГ могут удерживать внимание достаточно долго.

Основные причины возникновения СДВГ до конца еще не изучены, однако замечено, что вероятность его развития увеличивается в следующих случаях:

  • преждевременные роды и недоношенность;
  • злоупотребление алкоголем и курение;
  • травмы головного мозга;
  • инфекционные заболевания матери на ранних этапах развития плода.

В целом, пренатальные и перинатальные поражения нервной системы обусловливают в будущем 40-60 % неврологической патологии у детей и взрослых.

В основе СДВГ лежит триада признаков, описание которых мы предлагаем ниже.

Гиперактивность:

  • не может усидеть на месте когда требует того ситуация;
  • часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
  • неуместное проявление чрезмерной эмоциональной активности (беспричинный крик, плач, смех) сопровождающейся повышенной моторной активностью (может ни с того не с сего крушить все вокруг себя, разбрасывать предметы).

Дефицит внимания:

  • часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
  • невозможность удерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
  • ребенок не слушает то, что ему говорят;
  • не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте;
  • нарушена организация деятельности;
  • избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
  • теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
  • легко отвлекается на внешние стимулы;
  • забывчив в ходе повседневной деятельности.

Импульсивность:

  • может выкрикивать с места не дожидаясь полного звучания вопроса и без предоставления права на ответ;
  • не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
  • часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других детей);
  • слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Исследования российских и зарубежных специалистов в области , нейропсихологии показали, что первичным дефектом для большинства детей с СДВГ является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга.  Для подавляющего большинства таких детей характерно наличие перинатальной патологии, приводящей к дисфункциям активно формирующихся во внутриутробном периоде стволовых и подкорковых структур мозга.

Одним из методов лечения СДВГ является нейропсихологическая коррекция, и психологическое сопровождение родителей. Перестройка окружающей среды путем ее упрощения, уменьшения количества  интенсивности отвлекающих факторов, повышения ясности объяснений и четкости постановки задач, создаст оптимальную среду для развития детей с СДВГ и поможет родителям понять и принять своего непоседливого ребенка.

Оцените эту статью: