Такие понятия, как «школьная неуспеваемость» и «неспособность к обучению» нередко обобщают и связывают с наличием тех или иных расстройств, проявляющихся при овладении школьными навыками. На сегодняшний день неуспеваемость в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой, которая способна привести к различного рода трудностям в процессе обучения. При этом причины и пути преодоления школьной неуспеваемости имеют определенные отличия, а при профессиональном подходе коррекция школьной неуспеваемости может иметь высокий результат.
Приводящиеся разными авторами психологические причины школьной неуспеваемости включают в себя:
Отставание темпов формирования функциональных систем выражается в снижении (относительно возрастной нормы) продуктивности, то есть ребенок не усваивает программу из-за замедленных темпов созревания тех или иных зон мозга, вследствие чего и возникают психологические проблемы школьной неуспеваемости.
Хоть при вышеописанных трудностях продуктивность и имеет склонность к снижению, однако ее можно компенсировать или развить при грамотном подходе. По словам Т.В. Ахутиной, «норма отличается от не нормы возможностью компенсации функциональных слабостей». Именно поэтому психопрофилактика школьной неуспеваемости и получила такое широкое распространение.
Анализ вероятных причин и поиск эффективных путей преодоления школьной неуспеваемости — одна из актуальных задач современной нейропсихологии, особенно если учитывать тот факт, что лишь половина детей достигает уровня школьной зрелости к 6 годам (на момент поступления в учебное заведение).
Коррекция школьной неуспеваемости является одним из основных направлений деятельности «Центра нейропсихологического сопровождения». Всесторонний опыт, полученный нашими специалистами за годы работы, позволяет находить индивидуальный подход и решать психологические проблемы школьной неуспеваемости каждого ребенка.