Психологическая оценка готовности ребенка к школе — 8 (499) 110-13-71

Психологическая оценка готовности ребенка к школе

Психологическая оценка готовности ребенка к школе

Школьную зрелость определяет достижение необходимого уровня психологического развития, при котором дети чувствуют себя готовыми к тому, чтобы начать обучение. В случаях, когда показатели уровня психологического развития находятся ниже необходимого, можно сделать вывод о том, что ребенок не сможет должным образом усваивать программу обучения, а значит и вовсе не готов к поступлению в общеобразовательное учреждение. Чтобы точно спрогнозировать это, потребуется профессиональная психологическая оценка готовности ребенка к школе.

Основные составляющие психологической готовности к обучению

  • Личностная (самоорганизация, самоконтроль).
  • Социальная (развитость коммуникативных навыков — способность налаживать деловые связи с ровесниками и взрослыми людьми).
  • Мотивационная (заинтересованность и стремление в получении новых знаний).
  • Эмоциональная (высокая самооценка, уверенность в себе и собственных силах, находящаяся на необходимом уровне эмоциональная зрелость, способность распознавать и учитывать настроение других).
  • Волевая (повышенная работоспособность, соблюдение установленных правил и режима, умение слышать и следовать рекомендациям и просьбам преподавателя).
  • Интеллектуальная (всесторонняя развитость интеллекта, сформированность основополагающих психологических функций).

Уровень письменной и устной речи также является определяющим фактором. Это объясняется тем, что освоение школьной программы осуществляется посредством устной и письменной речи. Чем лучше развиты данные навыки, на момент поступления в общеобразовательное учреждение, тем более легким и успешным будет сам процесс.

Как оценить готовность ребенка к школе?

Своевременная и выполненная в индивидуальном порядке оценка психологической готовности к школе способствует определению методов, использование которых подойдет для повышения уровня адаптации к расширению круга общения и спектра выполняемых задач, а также позволяет сделать выбор в пользу наиболее оптимальной программы обучения. Заключение относительно готовности ребенка к поступлению в учебное учреждение нельзя вынести без выполненной специалистами диагностики. Ведь даже если дошкольник отлично взаимодействует с окружающими и его познавательные процессы отлично развиты, невозможно сделать окончательный вывод.

Психологическая оценка готовности ребенка к школе включает множество этапов. Однако основополагающим является получение ответа на следующие вопросы:

  • Хочешь ли ты пойти в школу?
  • Почему все учатся в школе?
  • Что обычно делают в школе?
  • Что такое уроки и что на них делают?
  • Как правильно вести себя во время уроков?
  • Что такое домашнее задание и почему нужно его делать?
  • Что ты будешь делать, когда вернешься из школы домой?
  • Что изменится в твоей жизни после поступления в школу?

Ответ будет принят как правильный, если он полностью соответствует смыслу заданного вопроса. При необходимости специалистом дополнительно может быть задан ряд наводящих вопросов. Важно убедиться в том, что ребенком был верно понят каждый из вопросов.

Оцените эту статью:
Психологическая оценка готовности ребенка к школе