Школьную зрелость определяет достижение необходимого уровня психологического развития, при котором дети чувствуют себя готовыми к тому, чтобы начать обучение. В случаях, когда показатели уровня психологического развития находятся ниже необходимого, можно сделать вывод о том, что ребенок не сможет должным образом усваивать программу обучения, а значит и вовсе не готов к поступлению в общеобразовательное учреждение. Чтобы точно спрогнозировать это, потребуется профессиональная психологическая оценка готовности ребенка к школе.
Основные составляющие психологической готовности к обучению
Уровень письменной и устной речи также является определяющим фактором. Это объясняется тем, что освоение школьной программы осуществляется посредством устной и письменной речи. Чем лучше развиты данные навыки, на момент поступления в общеобразовательное учреждение, тем более легким и успешным будет сам процесс.
Своевременная и выполненная в индивидуальном порядке оценка психологической готовности к школе способствует определению методов, использование которых подойдет для повышения уровня адаптации к расширению круга общения и спектра выполняемых задач, а также позволяет сделать выбор в пользу наиболее оптимальной программы обучения. Заключение относительно готовности ребенка к поступлению в учебное учреждение нельзя вынести без выполненной специалистами диагностики. Ведь даже если дошкольник отлично взаимодействует с окружающими и его познавательные процессы отлично развиты, невозможно сделать окончательный вывод.
Психологическая оценка готовности ребенка к школе включает множество этапов. Однако основополагающим является получение ответа на следующие вопросы:
Ответ будет принят как правильный, если он полностью соответствует смыслу заданного вопроса. При необходимости специалистом дополнительно может быть задан ряд наводящих вопросов. Важно убедиться в том, что ребенком был верно понят каждый из вопросов.