У ребенка дискалькулия — 8 (499) 110-13-71

У ребенка дискалькулия

Детская дискалькулия представляет собой специфического характера расстройство математических способностей, выражающееся в невозможности успешного освоения даже самых простых арифметических функций. Для детей с подобного типа расстройством характерны трудности при:
● определении и сравнении количества предметов;
● различии понятий «больше» и «меньше»;
● определении последовательности числового ряда как в прямом, так и в обратном порядке;
● запоминании численного состава;
● понимании смысловой значимости основных арифметических операций;
● запоминании таблиц сложения и умножения, математических терминов;
● решении самых простых задач (особенно при отсутствии наглядного примера);
● написании и назывании чисел.

Почему у ребенка дискалькулия?

Главной причиной возникновения дискалькуляции является нарушенное функционирование коры головного мозга, что может быть следствием умственной отсталости, ЗПР, генетического нарушения. Другой причиной может являться затрудненная аналитико-синтетическая деятельность. Также дискалькулия может возникнуть у ребенка, имевшего ранее негативный опыт обучения счету, сопровождавшегося принуждением, наказанием за плохие результаты и отсутствием должного подхода. Все это способствует развитию неуверенности в себе, замкнутости, страху, и как следствие — нарушению счета.

Родители могут сами заподозрить наличие у ребенка подобного расстройства, после чего обратиться за квалифицированной помощью. Диагностическое обследование проводится в ходе личной беседы с ребенком. Обычно при этом требуется посчитать, к примеру, до 15, выбрать большего или меньшего значения числа, выполнять простые арифметические операции, размещать числа в порядке возрастания или убывания, называть различные геометрические фигуры, группировать их по цвету. Далее по результатам проведенного обследования выносится заключение о характере выявленного нарушения (виде дискалькулии) и способах его коррекции. Примечательно, что дискалькулия у ребенка может проявляться как самостоятельно, так и в комплексе с дислексией (расстройство навыков чтения) и дисграфией (расстройство навыков письма).

Классификация дискалькулии

Можно выделить несколько имеющих свои характерные признаки видов дискалькулии:
● графическая — сложности, связанные с написанием цифр и математических символов, воспроизведением геометрических фигур;
● вербальная — затруднения, связанные с необходимостью называть математические действия и термины;
● дислексическая — неспособность читать математические символы;
● операциональная — неспособность выполнять простейшие арифметические действия;
● практогностическая — неспособность посчитать предметы или их обозначения;
● псевдодискалькулия — недостаточное развитие математических способностей вследствие отсутствия желания учиться, отставания от учебной программы, некорректной учебной программы).

Коррекция дискалькулии

Коррекционная работа по преодолению дискалькулии должна проводиться под руководством специалиста соответствующей квалификационной категории. Применяющиеся на практике логопедические и дефектологические программы включают комплекс занятий, которые направлены на развитие восприятия зрительного образа, памяти и логического мышления, мелкой моторики, координации между зрением и руками, понимание связи между объектом и его изображением, обучение математической терминологии и т.д. Особое внимание уделяется развитию навыка мышления и формированию абстрактного мышления. Параллельно осуществляется построение программы, направленной на развитие речи с целью обогащения словарного запаса, обучению навыка вербального сравнения, анализа и сопоставления.

Если ребенок плохо считает в математике, своевременно и в полном объеме проведенные коррекционные занятия позволят с успехом преодолеть данное нарушение, повысить успеваемость в школе и улучшить общее психологическое состояние.

У ребенка дискалькулия
3.8 (76%) 10 голосов