Ребенок делает много ошибок письме (Дисграфия) — 8 (499) 110-13-71

Дисграфия

В данной статье мы подробно остановимся на том, что такое дисграфия и что делать, если ребенок пишет с ошибками. Помощь ребенку с дисграфией должна быть оказана своевременно, в индивидуальном порядке и настоящими профессионалами своего дела. Данную проблему ни в коем случае нельзя игнорировать или решать собственными силами — например, пытаться научить ребенка писать грамотно и без ошибок методом измора, что в итоге лишь вызовет отторжение у ребенка и приведет к нервному срыву родителей.

Почему ребенок пишет с ошибками?

Наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости по русскому языку является большое количество допускаемых в процессе письма лексико-грамматических ошибок. Причиной того могут быть невнимательность, трудность языкового анализа, бедность словарного запаса, нарушение устной речи, трудность речевого внимания и памяти. Все виды письма (диктант, списывание, спонтанное письмо) сопровождаются определенными сложностями. В письме находят отражение дефекты развития речи, носящие как первичный характер (несформированность зрительно-пространственных представлений, фонематического восприятия, нарушение кинестетического, кинетического факторов, межполушарное взаимодействие — в том числе), так и вторичный характер (недоразвитие контроля, программирования и регуляции собственной психической деятельности).

Всем кто задается вопросом, как научить ребенка правильно писать без ошибок и исправить дисграфию, важно принять во внимание, что трудности овладения письмом никогда не являются изолированным нарушением. Первичный дефект (несформированность) определенного функционального компонента, который служит причиной возникающих при письме или чтении трудностей, непременно скажется на состоянии остальных психических функций, в состав которых он входит.

Использование нейропсихологических методов исследования позволяет выявить закономерность между специфическими нарушениями письма и дефектами остальных психических функций. К примеру, допускаемые в процессе письма пространственные ошибки всегда сочетаются с аналогичными дефектами в сфере гнозиса, праксиса и рисунка. Трудности фонематического анализа зачастую находят свое проявление в диктантах, а смешение графически схожих букв — при любых видах письма.

Несформированные регуляторные функции, ориентировочная основа действия, трудность концентрации и рассредоточенность приводят к неспособности ребенком распределить внимание между технической стороной письма и необходимостью выделения законченной мысли в виде готового предложения. Вследствие этого одной из наиболее распространенных ошибок среди таких детей является нарушение обозначения границ предложений: отсутствие знаков препинания и прописных букв, персеверация и антиципация букв в словах типа «октьбрь» и «осьнь», пропуск букв. Подобные трудности при письме носят регуляторный характер и представляют собой симптомы регуляторной дисграфии.

Каково мнение специалистов относительно того, почему ребенок пишет с ошибками? Т.В. Ахутиной рассматриваются различные нарушения письма в контексте нарушений письменной речи. В данном случае в симптоматику дисграфии в качестве основных ошибок включены:

  • оптические и оптико-пространственные ошибки — основаны на оптической схожести букв и их пространственной ориентировке;
  • фонематические ошибки — смешение фонем с точки зрения акустического или артикуляционного сходства;
  • грамматические ошибки — ребенок путает буквы при написании;
  • ошибки, связанные с нарушением (недоразвитием) праксиса.

Результаты проведенных нейрофизиологических исследований указывают на наличие у страдающих дисграфией детей нарушений (недоразвитий) функционального характера в проекционных и ассоциативных зонах задних отделов коры правого полушария головного мозга, которые отвечают за осуществление сенсорно-специфического анализа зрительных образов, нарушений межполушарного взаимодействия данных зон при запоминании зрительной информации и нарушений процессов сенсомоторной интеграции. Возможны нарушения в работе мозга в области лобно-височных отделах и др.

Ребенок пишет с ошибками — что делать?

С чего начинается устранение дисграфий у детей? В первую очередь, необходимо обратиться за профессиональной помощью. Нейропсихологическая диагностика и качественный анализ ошибок поможет указать на характер и лежащий в основе дисграфии первичный дефект. На основе полученных результатов нейропсихолог создаст индивидуальную коррекционно-развивающую программу, четкое следование которой поможет бороться с дисграфией ребенка.

Доверьтесь специалистам «Центра нейропсихологического сопровождения». Мы подскажем, как научить вашего ребенка писать без ошибок. В основе коррекции дисграфии детей лежит использование классических и авторских методик, уже не раз доказавших свою эффективность.

Дисграфия
3.33 (66.67%) 12 голосов