Дислексия у детей c ЗПР — 8 (499) 110-13-71

Дислексия у детей c ЗПР

Чтение — это сложный психофизиологический процесс, в котором задействованы высшие отделы ЦНС, зрительный, речедвигательный и слуховой анализаторы. Связанная с нарушением навыка чтения у детей дошкольного и школьного возраста проблема является одной из наиболее актуальных и серьезных на сегодняшний день. Примечательно, что подавляющее большинство детей с задержкой психического развития различного патогенеза страдает от дислексии. Связано это с нарушением нормального темпа развития отдельных психических функций (памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы), расстройство устной речи, функциональная слабость ЦНС, недостатки в развитии общей, ручной и артикуляционной моторики, недостатки зрительно-моторной координации и т.д.

Дислексия у детей с ЗПР выражается в долговременном и затрудненном овладении техникой чтения, недостаточном понимании смысла прочитанного, осложненном восприятии и воспроизведении буквенных символов, формировании функции фонематического анализа, синтеза, соотношения звуковой структуры слова с ее буквенным обозначением. Причинами того служат удлиненный период приема и переработки информации, удлиненный период прохождения информации по проводящим путям в центр, медленнее установление ассоциативных связей в коре между участвующими в чтении центрами: слуховым, зрительным, речедвигательным. Не последнюю роль играет и высокая импульсивность детей.

При дислексии одно и то же слово может быть прочитано ребенком и правильно, и неправильно — с каждой попыткой ошибочное прочтение будет звучать иначе. Нередко дети стараются обойти связанные с процессом чтения трудности посредством угадывания слов, и опираются при этом на их начальную часть, сходство звучания или на контекст. Понимание смысловой нагрузки прочитанного затруднено, либо отсутствует вовсе. Следствием является неуспеваемость по всем школьным предметам при достаточно высоком интеллектуальном уровне.

Дислексия у детей с ЗПР — выявление и коррекция

Чем раньше будут выявлены признаки нарушения речевого развития и предприняты соответствующие меры по их коррекции, тем более успешным в дальнейшем будет овладение ребенком учебным материалом. Сделать это можно посредством проведения всестороннего диагностического обследования. В противном случае это негативно скажется на формировании личности ребенка: результатом отсутствия успехов в учебе может стать потеря веры в себя, равнодушие к учебному процессу, уклонение от социальных контактов, деструктивное поведение.

При диагностическом обследовании особое внимание уделяется, как правило, изучению следующих параметров:
● сформированность зрительного восприятия;
● сформированность слухового восприятия;
● сформированность слоговой структуры слова;
● навыки звукового анализа и синтеза;
● сформированность пространственных представлений;
● состояние мелкой моторики.

На основе результатов диагностического обследования специалистом будет подобрана подходящая методика и выстроен оптимальный план коррекционно-развивающей работы. Целью последней должно стать формирование функционального базиса навыков чтения: развитие речевых навыков, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, совершенствование фонематического анализа и синтеза, коррекция незрелых предпосылок интеллекта. Грамотно организованная коррекционная работа, а также содействие со стороны родителей и учителей являются обязательными условиями для динамичного развития и усвоения ребенком необходимых для успешного обучения в школе навыков.

Дислексия у детей c ЗПР
5 (100%) 1 голосов