Ребенок плохо читает (Дислексия) — 8 (499) 110-13-71

Дислексия

Почему ребенок плохо читает? Данный вопрос является актуальным для родителей многих детей школьного и дошкольного возраста, и в данной статье мы постараемся дать на него исчерпывающий ответ.

В современном обществе довольно распространена проблема обесценивания научной терминологии, зачастую не имеющая ни малейшего отношения к реальности. Дислексия — подобный «диагноз» приписывают в ситуациях, когда ребенок очень плохо читает (с точки зрения скорости он отстает от общих нормативных требований), «соскальзывает» со строчки, не видит знаков препинания, читает исключительно по слогам и т.д. Как в совокупности, так и по отдельности, данные признаки сильно тревожат родителей и толкают на необдуманную постановку неадекватных диагнозов. А ведь дислексия может являться всего лишь одним из этапов формирования навыка чтения. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом «Почему ребенок плохо читает?», важно учитывать то, что далеко немногие способны научиться читать как по мановению волшебной палочки.

Ребенок очень плохо читает — наиболее распространенные типы ошибок

Существует определенное количество этапов формирования данного навыка, и каждый ребенок проходит их со своей индивидуальной скоростью. Его автоматизация также проходит с учетом особенностей созревания нервной системы. Однако родители ошибочно полагают, что это невероятно простой процесс, и в нем нет ничего сложного. Начинается изматывающая дрессура, которая приводит, в итоге, к истощению ребенка и нервному срыву родителей. Во избежание «ложных диагнозов» в ситуациях, когда ребенок 7, 8, 9, 10 лет плохо читает, Ю.В.Микадзе в собственной работе «Нейропсихология детского возраста» выделил наиболее распространенные типы ошибок, которые допускают дети с дислексией, а их устранение требует направленных на преодоление трудностей чтения коррекционных мероприятий:

  • неточность соотнесения букв и звуков в виде смешения фонетически близких звуков: терево, лопзик, темодан — или замена букв по оптическому сходству;
  • чтение по буквам, называние букв по очереди: с-о-с-н-а;
  • искажение звуковой структуры слова, выражающейся в пропуске гласных или согласных букв: паровоз — парвоз; в пропуске букв при стечении согласных:скамейка — камека; в добавлении звуков: под дождием; в перестановке звуков: канава — кавана;
  • нарушенное понимание только что прочитанных слов, предложений и текстов;
  • замена слов: захлестнула — злопнула;
  • аграмматизмы в процессе чтения в виде нарушенного согласования существительных и прилагательных — вкусный яблоко. Искажение падежных окончаний — другие рукой.
  • Как определить, что у вашего ребенка дислексия? Помощь специалистов

    Нейропсихологический анализ механизма ошибок при чтении позволяет выявить первичный фактор несформированности той или иной зоны мозга с учетом всего симптомокомплекса особенностей чтения. Например, угадывающее чтение — это субъективное привнесение смысла в процесс чтения, нарушение смыслового прогнозирования, контролируемого целостным восприятием. Механизм этих трудностей при чтении связан с регуляторными дефектами и с несформированностью холистической (целостной) стратегии чтения. Если при диагностике выявлены трудности фонематического или зрительного анализа, то, соответственно, можно говорить о недоразвитии совершенно других механизмов работы мозга. Таким образом, коррекционно-развивающий процесс будет направлен на формирование и развитие определенного нейропсихологического фактора.

    Необходимо также отличать нейропсихологические механизмы дислексии, связанные с несформированностью определенных компонентов психической функции от таких нейроофтальмологических патологий, как нарушение движений глаз или бинокулярного зрения.

    Что делать, если ребенок плохо читает в 1, во 2, в 3 или 4 классе?

    Ребенок плохо читает — что делать? Своевременное обращение за профессиональной помощью позволит с наибольшей эффективностью справится с проблемами.

    В «Центре нейропсихологического сопровождения» обучение детей с дислексией осуществляется в индивидуальном порядке и только после проведения нейропсихологического анализа в соответствии с эффективными и проверенными временем методиками. Процесс включает различные задания для плохо читающих детей 1 класса и более старшего возраста, а также использование специального оборудования, не имеющего аналогов в России.

    Дислексия
    3.38 (67.59%) 29 голосов