Задержка психического развития у детей (ЗПР) — 8 (499) 110-13-71

Задержка психического развития

Задержка психического развития

ЗПР (задержка психического развития) представляет собой определенные нарушения обычного темпа развития интеллектуальных и психических процессов, которые могут носить временный характер и быть компенсированы посредством коррекционных воздействий в раннем возрасте. Это дефектологическая формулировка, подразумевающая коррекционную работу «точка в точку»: если у ребенка имеются какие-либо нарушения слухоречевой памяти, они будут корректироваться специалистом; соответственно, при нарушении динамики мыслительной деятельности целью коррекции станет работа над развитием логики, анализа и синтеза в мышлении и т.д.

Подход нейропсихологии к проблемам задержки психического развития у детей резко отличается от множества других, поскольку в своей работе нейропсихолог опирается на синдромный анализ недоразвития, несформированность и фактор, являющийся основным для формирования индивидуального коррекционного сопровождения.

Э.Г. Смерницкая (1995) изучала подобные синдромы на примере показателей успеваемости учащихся первых классов общеобразовательной школы. В результате проведения ряда нейропсихологических обследований было установлено, что более 80% детей с низкой успеваемостью имеют те или иные отклонения от нормы по причине недостаточной зрелости различных структур мозга (лобные, височные, теменные, затылочные, лево-, правополушарные, стволовые, комиссуральные).

Зачастую детям, испытывающим определенные затруднения при обучении в дошкольном возрасте, приписывают такие диагнозы, как ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР и т.д. Однако результаты проведения нейропсихологической диагностики указывают на то, что перечисленные диагнозы сводятся к недоразвитию определенных функциональных мозговых структур.

Детская задержка психического развития является актуальной проблемой на протяжении последних десятилетий. В 1995 году А.В. Семенович и А.А. Цыганком было выделено несколько синдромов несформированности, имеющих различные проявления на поведенческом уровне. Первый выражен недостаточностью функций контролирования, программирования и активации из-за незрелости лобных структур. В результате этого у ребенка выявляется несформированность регулирующей речевой функции на этапе, который не соответствует достаточному для организации произвольной деятельности уровню. Это выражается в склонности к облегчению программы обучения, отвлекаемость и потребность к привлечению множества внешних опор для реализации тех или иных задач.

Второй синдром связывают с отсутствующими устойчивыми морфофункциональными отношениями между субкортикальными и кортикальными структурами мозга. Это чревато несформированностью различных уровней психорегуляции, что сопровождается частыми аффективными срывами и склонностью к неврозоподобным расстройствам. Данной разновидности задержка психического развития у детей имеет особо сильное проявление в 7-10 лет.

Третий синдром относят к недостаточному развитию меж- и внутриполушарных систем мозга. Это обусловлено несформированными межмодальными отношениями в письме и устной речи, несформированностью пространственного и временного синтеза, о чем в первую очередь свидетельствуют трудности, сопряженные с изучением математики, нарушением стабильности звукового и буквенного анализа, отсутствием стойкости целого, завершенного образа слова.

Таким образом, с точки зрения нейропсихологического анализа детская задержка психического развития представляет собой недостаточное развитие определенных мозговых структур, которые на первый взгляд выглядят как недоразвитость памяти, внимания, мышления и т.д.

Оцените эту статью:
Задержка психического развития