Задержка психического развития у детей (ЗПР) — 8 (499) 110-13-71

Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития (ЗПР) – задержка темпового развития когнитивных процессов у ребенка. ЗПР проявляет себя в психологическом инфантилизме, снижении функций интеллектуальных процессов, дефицитарности высших псиxических функций, сниженной саморегуляции, моторной неловкости или неразвитости, быстрой утомляемости, незрелости эмоционально-поведенческой сферы. С точки зрения нейропсихологии детская ЗПР представляет собой недоразвитие определенных функциональных мозговых структур.

Симптомы и особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Заподозрить задержку психическoго развития у ребенка мы можем по следующим симптомам:

  • Ребенок с ЗПР не обнаруживает готовности и мотивации к обучению в школе, не имеет необходимых для этого умений, навыков и знаний. Без специальной помощи он не в состоянии овладеть навыками счета, чтения, письма;
  • Игровая деятельность ребенка с ЗПР частo носит примитивный характер, не имеет сюжетно-ролевого компонента, однообразна и механистична. В некоторых случаях преобладает двигательный компонент: ребенок постоянно прыгает и бегает. Так же могут быть импульсивные черты: рвать, ломать, кидать. Кроме того, ребенок обычно не способен играть со сверстниками;
  • Ребенок с ЗПР имеет сложности в процессе восприятия, при этом лучше воспринимает зрительную информацию, а не слуховую. Восприятие характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью. Это легко обнаружить, так как мы понимаем,  что дети, не имеющие дефектов слуха или зрения, не должны испытывать трудностей в процессе восприятия;
  • Внимание ребенка с ЗПР характеризуется нестойкостью, кратковременностью, оно поверхностное, ребенок переключается под воздействием любого внешнего стимула;
  • У всех детей с задержкой психического развития нарушена память, при этом, данное нарушение затрагивает все виды запоминания: непроизвольную и произвольную память, кратковременную и долговременную. Преобладает наглядно-образная память;
  • Развитие речи не соответствует возрастной норме: нарушен лексико-грамматический строй речи, речь носит преимущественно реактивный характер, примитивна по синтаксису и разнообразию выразительных средств. Кроме того, ребенок с ЗПР может испытывать существенные трудности в чтении и письме. ЗПР очень часто сочетается с задержкой развития речи у ребенка (ЗРР).
  • Ребенок имеет проблемы с логикой, образным, абстрактным мышлением. Кроме того, к началу обучения в школе он еще не владеет в нужной мере мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, сопоставлением, обобщением и т.п.;
  • Эмоционально-волевая сфера ребенка с ЗПР характеризуется неустойчивостью, лабильностью. Дети с ЗПР часто импульсивны, агрессивны, тревожны. Обычно у них занижена самооценка, они неуверенны в себе. Со сверстниками предпочитают не взаимодействовать, играть в одиночестве.

Как классифицируют ЗПР?

В практической работе с детьми с ЗПР специалисты чаще всего используют классификацию К.С.Лебединской, основанную на этиопатогенетическом подходе, исходя из которой, выделяют 4 типа ЗПР:

  • для ЗПР конституционального типа свойственен инфантилизм, вследствие которого эмоционально-воле­вая сфера ребенка с ЗПР схожа с таковой у детей младшего возраста; она, развиваясь асинхронно с остальными психическими функциями, находится на более раннем этапе онтогенеза. Характерны постоянно повышенное или пониженное настроение, выраженность, поверхностность, нестойкость эмоций, впечатлительность.
  • ЗПР соматогенного типа обусловлена стойкой психофизической астенией, возникающей вследствие влияния долгих хронических соматических заболеваний. У детей с ЗПР этого типа снижена саморегуляция, произвольность, нередко возникает вторичная инфантилизация. Так же имеет место быть и незрелость эмоциональной сферы (лабильность, тревожность, капризность).
  • ЗПР психогенного происхождения обусловлена неблагоприятной социальной средой развития, психотравмирующими факторами и, соответственно,  связана с возникновением у ребенка неврозов, психических или пограничных расстройств. При данном варианте ЗПР на первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере (страхи, боязливость, агрессивность, импульсивность, негативизм), повышение истощаемости, снижение саморегуляции и произвольности.
  • ЗПР церебральнo-oрганического происхождения можно встретить чаще других видов; этот тип ЗПР самый стойкий и тяжелый. Предполагает наличие нарушенных познавательных процессов, задержку развития эмоциoнально-волевой сферы и физическую незрелость. Чаще всего, в связи с тем, что резидуально-органическое поражение мозга произошло на самом раннем этапе развития, этот тип ЗПР находится на грани умственнoй отсталости.

Причины детской задержки психического развития

Большинство исследователей детской ЗПР,  в качестве основных причин, выделяют:

  • патологии беременности и родов;
  • недоношенность;
  • постнатальные заболевания инфекционного и травматического характера;
  • хронические заболевания, приводящие к астенизации;
  • тяжелые психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.
  • алкоголизм, наркомания родителей, их психические нарушения.

Стоит отметить, что стойкая задержка психического развития у детей всегда имеет органическую природу.

Методы диагностики, коррекции, лечения детей с ЗПР

Коррекционная программа для ребенка с задержкой психического развития будет формироваться с учетом следующих моментов: сколько лет было ребенку, когда родители обратились за помощью, в чем проявляются нарушения развития, насколько они стойки.

Стоит отдельно отметить, что при наличии у ребенка ЗПР, успех лечения зависит от:

  1. качественно проведенной диагностики, в частности дифференциальной; очень часто ЗПР путают с умственной отсталостью, например; при этом коррекционный план этих двух диагнозов совершенно разный.
  2. от согласованности действий нейропсихолога, логопеда или дефектолога, психотерапевта. То есть важно, чтобы воздействие было комплексным.

Нейропсихолог поможет развить основные психические функции ребенка с ЗПР, нейродинамические показатели, сформировать навыки самоконтроля, справиться с нарушениями в моторной сфере. Фактически, займется «созданием базы» для того, чтобы работа других специалистов (логопеда, дефектолога, психолога) была успешной, поскольку без качественной работы мозга невозможна коррекция речевых особенностей, познавательных процессов.

Советы родителям

ЗПР возможно и необходимо преодолевать, т.к. недостаточная сформированность основных психических функций и проблемы эмoционально-волевой сферы ребенка с ЗПР, чаще всего, обратимы или могут быть хорошо скорректированы.

Психология детей с задержкой психического развития позволяет нам говорить о том, что развитие такого ребенка может достичь нормального уровня, если вовремя заметить трудности, начать занятия по нейрокоррекции и, таким образом, обеспечить грамотную коррекционно-развивающую поддержку ребенка. По этой причине, чем раньше родители ребенка заметят и признают существующие у него проблемы, признаки задержки психического развития, тем проще будет достигнуть результата в лечении, а прогноз будет — успешнее.

Оцените эту статью: